25 Кадр 3 апреля, 2010 ID: 1 Поделиться 3 апреля, 2010 Александр Довженко | Alexander Dovzhenko Карьера: Режиcсер, Сценарист, Актер, Директор фильма Дата рождения: 11 сентября, 1894 • дева Место рождения: Сосница, Черниговская область, СССР (Украина) Дата смерти: 25 ноября, 1956 • 62 года Место смерти: Москва, СССР (Россия) Жанры: драма, документальный, военный Всего фильмов: 22 Супруга: Юлия Солнцева Первый фильм: 1926 Последний фильм: 1969 Краткая биография Алекса́ндр Петро́вич Довже́нко (29 августа (10 сентября) 1894, хутор Вьюнищи, близ села Сосница, Сосницкий уезд, Черниговская губерния, Российская империя — 25 ноября 1956, Москва) — советский кинорежиссёр, писатель, кинодраматург, народный артист РСФСР (1950), лауреат Ленинской (1959) и двух Сталинских премий (1941, 1949). Александр Довженко впервые заявил о себе, как об интересном и самобытном мастере после съёмки картины «Звенигора» (1928), где он в необычной манере соединил революционный эпос, сатиру и лирику. В 1930 году Довженко снял один из своих самых известных фильмов «Земля», который получил признание, как в СССР, так и за рубежом. Новаторским киноязыком режиссёр рассказал о борьбе за коллективизацию, социальных процессах, которые ломали устои крестьянской жизни. Этапными работами стали фильмы «Иван», «Аэроград», «Щорс». Ещё во время работы над картиной «Иван» (1932) Довженко сближается со Сталиным. Они переписываются, глава страны часто принимает режиссёра у себя. Картина «Щорс» (1939) была снята по прямому указанию Сталина, который непосредственно вмешивался в процесс создания фильма. Столь тесная связь с высшей властью имеет оборотную сторону. Постепенно накапливаются противоречия между собственным взглядом художника на творчество и официальной идеологией. В 1934 году Довженко покидает Украину и переезжает в Москву, опасаясь волны репрессий. С конца 1930-х он всё больше уделяет времени литературе и подготовке сценариев к будущим картинам. В годы Великой отечественной войны снял несколько документальных фильмов, писал публицистические статьи и очерки. Написанный в 1943 году сценарий к фильму «Украина в огне», после обсуждения в Политбюро ЦК КПСС, получил крайне негативную оценку Сталина и не был принят к производству. Поэтическая картина «Жизнь в цвету», которую Довженко задумал ещё в 1944 году, в угоду идеологическим принципам была переделана в фильм «Мичурин». Фильм бесконечно изменялся и перемонтировался, в попытках удовлетворить требованиям цензуры. По мнению некоторых критиков, в итоге получилась совершенно беспомощная работа, не содержащая ничего кроме пропагандистского пафоса. Другие же критики утверждают, что несмотря на переделки в угоду идеологии фильм всё-таки получился талантливым и стал событием в советском кинематографе. По ходу съёмок режиссёр заработал инфаркт. "Прощай, Америка!" - последний и незаконченный фильм Довженко (1949-51), пролежал в архиве 46 лет. В 1995 году Мосфильм и Госфильмофонд извлекли его из небытия. Отснятые эпизоды снабдили достаточно объективным комментарием ученого и привезли на американский фестиваль. Почтенный профессор (к сожалению, не запомнила его фамилию) недоумевает, зачем Довженко, режиссер-романтик, певец земли, взялся за этот чисто пропагандистский фильм. Видимо, снимать было нечего, а работать хотелось. Это был политический заказ, исходивший от Сталина. Холодная война была в разгаре. Надо было бить американцев их же оружием. Кстати подвернулась американская журналистка Анабелл Бакард, которая эмигрировала в Россию, стала советской гражданкой и написала книгу "Правда об американских дипломатах" - о работе американского посольства в Москве. Эта книга вышла на английском и русском языках в 1949 году. Довженко было предложено написать по ней сценарий. Реальная Анабелл Бакард по сценарию стала идеалисткой Анной Бедфорд. Командированная в американское посольство в Москве, она с ужасом обнаружила, что оно кишит шпионами. Вернувшись в Америку на похороны матери, Анна увидела, что Америка поражена антикоммунистической истерией. Она решила вернуться в Советский Союз и написала свою книгу, которую советская власть тут же взяла на вооружение. Анну Бедфорд играла моя любимая актриса Лилия Гриценко. Ее единомышленника Хоуарда, начальника отдела информации посольства - ее брат Николай Гриценко. Это единственный порядочный человек в посольстве, которого убивают по возвращении в Америку за сочувствие коммунистам. В фильме были заняты прекрасные актеры. В фатоватом цинике с усиками я узнала молодого Юрия Любимова. (К сожалению, этот фильм не был снабжен печатной информацией, и имена других исполнителей остались для меня загадкой). Довженко столько раз переделывал сценарий, что конечный вариант имел уже мало общего с первоначальным и с книгой Анабелл Бакард. Он мог считаться оригинальным. И это особенно печально, потому что Довженко создал карикатуру на Америку, в которой отсутствует даже тень правдоподобия. Работники посольства, начиная от посла и первого секретаря и кончая доктором, предстают полными идиотами, циниками, пьяницами и ничтожествами. Это не сатира, это - пасквиль на американское общество. То ли "наверху" поняли, что режиссер хватил лишку, выполняя социальный заказ, то ли по какой-то другой причине, но Довженко неожиданно получил из Кремля приказ немедленно остановить съемки. Это была последняя капля, переполнившая чашу. С тех пор до своей смерти от инфаркта в 1956 году Довженко не снял ни одного фильма, целиком отдавшись преподаванию. "Прощай, Америка!" сопровождалась показом документальной хроники публичного выступления Довженко после закрытия фильма. На лице его усталость и скорбь. Он не мог дать внятного объяснения тому, что произошло, но в его словах не было ни обиды, ни вполне объяснимой злости на творца этого произвола. Он устал бороться. Он устал прислуживать. Он принимал происшедшее, как данность. Как режиссер он был уже мертв, хотя до его физической смерти оставалось шесть лет. В последние годы Довженко был занят педагогической работой — преподавал во ВГИКе. Продолжал работать над сценариями будущих картин. Он просил разрешения вернуться назад на родину на Украину, но не получил на это официального разрешения властей. Также он приступил к роману-эпопее «Золотые ворота», в котором хотел переосмыслить ключевые моменты украинской истории. "Я умру в Москве, так и не увидев Украины! Перед смертью попрошу Сталина, чтобы… из груди моей вынули сердце и закопали его в родную землю, в Киеве, где-то над Днепром, на горе" Александр Довженко скончался 25 ноября 1956 года от инфаркта на своей даче в Переделкине, перед первым съёмочным днём его новой картины «Поэма о море». Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Интересные факты Именем Довженко названы улицы в Москве, Раменках, Киеве и в городе Новая Каховка, где он жил. В Одессе есть улица, названная в честь Довженко, а на главном здании Одесской киностудии установлена мемориальная доска. Премии и призы 1941 — Сталинская премия I степени, фильм «Щорс». 1959 — Ленинская премия за литературный сценарий «Поэма о море» (посмертно). 1934 — Приз МКФ в Венеции, фильм «Иван». 1949 — Сталинская премия II степени, фильм «Мичурин». Биография Александра Довженко Имя Цитата Ссылка на комментарий https://forumkinopoisk.ru/topic/27494-aleksandr-dovzhenko/ Поделиться на другие сайты Поделиться
25 Кадр 3 апреля, 2010 Автор ID: 2 Поделиться 3 апреля, 2010 Смотрел кто-то его фильмы? Кто что может сказать на счет этого великого человека? Имя Цитата Ссылка на комментарий https://forumkinopoisk.ru/topic/27494-aleksandr-dovzhenko/#findComment-1499334 Поделиться на другие сайты Поделиться
Vivien 3 апреля, 2010 ID: 3 Поделиться 3 апреля, 2010 Довженко внес огромный вклад в развитие кинематографа. В те годы, если Эйзенштейн проповедовал быстрый, чёткий монтаж, "монтаж аттракционов", то Довженко своими методами, пошел по другому пути, внося лиричность в своё киноповествование. "Земля" - это удивительное творение, и зная как развивался кинематограф, что было до, и что придумывали после, нельзя не признавать значение этой картины для истории кино. Поздние работы я не видела, но Арсенал и Земля - это фильмы, который должен посмотреть каждый киноман, увлеченный историей кинематографа. Мне даж самой захотелось пересмотреть)))) Имя Цитата Ссылка на комментарий https://forumkinopoisk.ru/topic/27494-aleksandr-dovzhenko/#findComment-1499446 Поделиться на другие сайты Поделиться
Green Snake 3 апреля, 2010 ID: 4 Поделиться 3 апреля, 2010 Гений. "Земля" - шедевр. Имя Цитата Ссылка на комментарий https://forumkinopoisk.ru/topic/27494-aleksandr-dovzhenko/#findComment-1499450 Поделиться на другие сайты Поделиться
Борис Бритва 3 апреля, 2010 ID: 5 Поделиться 3 апреля, 2010 Александр Довженко - знаковый советский режиссер, один из представителей знаменитого советского киноавангарда на ряду с Эйзенштейном, Вертовым, Пудовкиным, чьи фильмы оказали колоссальное влияние на развитие кинематографа. Хотя наиболее сильным фильмом этого режиссера чаще всего называют знаменитую "Землю", мне больше по душе более ранняя его работа - "Арсенал", где он в экспрессивной манере соединил воедино трагизм украинского народа, свои переживания и лирико-поэтические нотки. Более поздние его фильмы ("Аэроград", "Щорс", "Мичурин") несколько проигрывают предыдущим работам и очень уж отдают напыщенной соцреалистической пропагандой, поэтому сейчас смотрятся не совсем хорошо. Имя Цитата Ссылка на комментарий https://forumkinopoisk.ru/topic/27494-aleksandr-dovzhenko/#findComment-1499451 Поделиться на другие сайты Поделиться
Green Snake 3 апреля, 2010 ID: 6 Поделиться 3 апреля, 2010 Более поздние его фильмы ("Аэроград", "Щорс", "Мичурин") несколько проигрывают предыдущим работам и очень уж отдают напыщенной соцреалистической пропагандой, поэтому сейчас смотрятся не совсем хорошо. Я бы сказал немного по другому. В них чувствуется (ну, по крайней мере в "Щорсе") глубочайшие равнодушие автора к материалу, который ему всунули. Поэтому и проигрывает. Имя Цитата Ссылка на комментарий https://forumkinopoisk.ru/topic/27494-aleksandr-dovzhenko/#findComment-1499454 Поделиться на другие сайты Поделиться
25 Кадр 3 апреля, 2010 Автор ID: 7 Поделиться 3 апреля, 2010 Я бы сказал немного по другому. В них чувствуется (ну, по крайней мере в "Щорсе") глубочайшие равнодушие автора к материалу, который ему всунули. Поэтому и проигрывает. И я так понимаю, из-за давления верхов. Имя Цитата Ссылка на комментарий https://forumkinopoisk.ru/topic/27494-aleksandr-dovzhenko/#findComment-1499467 Поделиться на другие сайты Поделиться
Green Snake 3 апреля, 2010 ID: 8 Поделиться 3 апреля, 2010 И я так понимаю, из-за давления верхов. Конечно. Он же в то время хотел снимать "Тараса Бульбу" Имя Цитата Ссылка на комментарий https://forumkinopoisk.ru/topic/27494-aleksandr-dovzhenko/#findComment-1499473 Поделиться на другие сайты Поделиться
25 Кадр 3 апреля, 2010 Автор ID: 9 Поделиться 3 апреля, 2010 Конечно. Он же в то время хотел снимать "Тараса Бульбу" Видимо много шедевров мы не увидели из-за репрессий власти. Сволочи... З.Ы. Добавлен опрос. Имя Цитата Ссылка на комментарий https://forumkinopoisk.ru/topic/27494-aleksandr-dovzhenko/#findComment-1499477 Поделиться на другие сайты Поделиться
Михалыч 3 апреля, 2010 ID: 10 Поделиться 3 апреля, 2010 Учитель и любимый режиссер Тарковского. Ничего не видел, но хочу. Имя Цитата Ссылка на комментарий https://forumkinopoisk.ru/topic/27494-aleksandr-dovzhenko/#findComment-1499549 Поделиться на другие сайты Поделиться
Volfman 7 июня, 2010 ID: 11 Поделиться 7 июня, 2010 Приятно, что и на Украине есть великие режиссеры. К сожалению видел очень мало его фильмов. Особенно отмечу Землю. Имя Цитата Ссылка на комментарий https://forumkinopoisk.ru/topic/27494-aleksandr-dovzhenko/#findComment-1635902 Поделиться на другие сайты Поделиться
Клон Branda 27 ноября, 2011 ID: 12 Поделиться 27 ноября, 2011 Корреспондент. Пудовкин, Эйзенштейн... А. Тарковский. Вы знаете, для меня и Довженко, и Пудовкин более важны, чем, скажем, Эйзенштейн. ..... Что же касается Довженко, наверное, он мне ближе всего, потому что как никто чувствовал природу. Для меня это очень важно. Конечно, я имею в виду раннего Довженко немого периода. Его концепция одухотворения, обожествления природы, его пантеизм мне близки. Довженко, наверное, был единственный из режиссеров, который не отрывал киноизображение от атмосферы самой земли, ее жизни. Для всех других режиссеров это фон. А для него это среда. И он чувствовал себя внутренне связанным с жизнью природы. Корреспондент. На сегодня таким режиссером, восприимчивым по отношению к природе, чувствующим ее, является, по-видимому, Шукшин. А. Тарковский. Да, конечно, он чувствовал природу. Как деревенский человек, он не мог ее не чувствовать и не понимать. Безусловно. Но Довженко умел ее показать! А Шукшин не умел. Она у него как бы подразумевается. Его пейзажи безыскусны, порой случайны. Они как-то бессознательно входят в его фильмы, тогда как Довженко искал себя в этой природе. То какая у Довженко природа чувствует каждый. Но читал ли Тарковский его повести, "Зачарована Десна" например? Надеюсь читал. Имя Цитата Ссылка на комментарий https://forumkinopoisk.ru/topic/27494-aleksandr-dovzhenko/#findComment-2701586 Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.