Перейти к содержанию
Форум на Кинопоиске

Млечный Путь (La voie lactée)

Рекомендуемые сообщения

Двое паломников идут из Франции в испанский городок Сантьяго-де-Компостела, чтобы поклониться там мощам апостола Иакова и обрести божью благодать. Дорога, по которой некогда стекались сюда тысячи людей, получила название La Voie Lactee. Однако во время путешествия пилигримы преодолевают не только пространство, но и время, встречая попутно носителей различных ересей, а также ангела, Сатану, Деву Марию и Иисуса Христа.

5460075f4743.jpg

«Млечный путь» представляет собой серию скетчей: зритель вместе с двумя главными героями становится свидетелем теологических споров или конфликтных ситуаций, которые завершаются парадоксальным или просто комическим образом:

— Весь мир стал католическим.

— А как же мусульмане или иудеи?

— И они тоже стали католиками, — убежденно говорит аббат случайному знакомому в таверне, перед тем как за священнослужителем-самозванцем приезжают санитары и увозят в психушку.

Бунюэль получил религиозное образование, но к пятнадцати годам окончательно перестал верить в Бога и возненавидел свое клерикальное окружение. Пребывание в иезуитском колледже наложило неизгладимый отпечаток на его взгляды, убеждения и, как результат, творчество. В итоге он начал смотреть на общечеловеческие проблемы как бы сквозь призму христианства. В большинстве своих картин он принялся выступать против религиозных предрассудков. Присоединившись к группе сюрреалистов, Бунюэль принял и разделил их концепцию, в которой утверждалась идея о том, что лучше всего психику человека высвобождает из-под груза повседневности шок или нарушение привычной логики восприятия.

Считая себя убежденным атеистом, он продолжал разрушать в каждом своем фильме конформистские законы. В центре каждой дискуссионной провокации «Млечного пути» один из основных догматов католической церкви, начиная с поиска ответа на вопрос: «Кем был Христос – Богом или человеком?» — и заканчивая риторикой на тему: «На сколько все же свободен человек в своих поступках, если все его действия предопределены Богом?»

И хотя Бунюэль вновь обращается к своей излюбленной теме, ранее уже апробированной и в «Назарине» (1958), и в «Виридиане» (1961), на этот раз появляется кое-какое принципиальное отличие. Он опробует здесь новую модель повествования, ту, что станет определяющей в его последних картинах, в частности в «Скромном обаянии буржуазии» и «Призраке свободы» (там даже актеры буду задействованы почти те же самые). Он будто бы нанизывает на нитку роуд-муви все новые бусинки-эпизоды, посредством которых пытается расшатать догматические представления о божественном и избавить от подобострастного отношения к религии и Священному Писанию в частности.

La Voie Lactee посвящен истории ересей (ересь – иное толкование доктрины). Идея поставить такую картину возникла после прочтения работы Мендеса Пелайо «Испанские еретики». За два года подготовки и тщательного изучения предмета Бунюэль на пару со своим постоянным соавтором Жаном-Клодом Каррьером проштудировал немало теологических текстов. Уже позднее он обнаружил у Бретона высказывание о наличии точек соприкосновения между еретиками и сюрреалистами, что лишний раз подтвердило «правильность» выбранной им стилистики.

Снятый в окрестностях Парижа летом 1968-го года религиозно-сюрреалистический фарс о ересях и фарисеях, фанатизме и вере, даже будучи предваренным авторским вступлением, вызвал крайне противоречивые толкования. По признанию режиссера, Карлос Фуэнтес, например, увидел в нем «боевую антирелигиозную картину», а Хулио Кортасар, наоборот, заявил, будто бы данный проект «профинансировал Ватикан».

Сегодня этот фильм великого еретика остается, может быть, наименее востребованным. Зритель без достаточного знания предмета может ощутить себя в нем крайне неуютно — настолько непросто бывает адекватно реагировать на парадоксы теологических диспутов и иронию авторских пикировок.

e884b6fcc17b.jpg

Награды: Приз международного евангелического жюри (Берлинский кинофестиваль, 1969 год)

год: 1969

страна: Франция, Италия, Германия (ФРГ)

режиссер: Луис Бунюэль

сценарий: Луис Бунюэль, Жан-Клод Карьер

продюсер: Серж Зильберман

оператор: Кристиан Матра

композитор: Луис Бунюэль

жанр: комедия, драма

премьера (мир): 28 февраля 1969

рейтинг MPAA: PG

время: 102 мин.

В главных ролях: Лоран Терзиефф, Поль Франкёр, Бернар Верле, Мишель Пикколи, Ален Кюни, Пьер Клементи...

51840.gif

Есть на форуме счастливчики, видевшие этот фильм?:roll:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Всегда с удовольствием смотрю этот фильм. Он здорово поднимает настроение. Не зря же в католических странах его показывают по ТВ на Пасху или Рождество (у нас тоже как-то его на Пасху показали, когда совпали православная и католическая). Не знаю, такого ли признания и почитания хотел добиться "атеист милостью божьей" Бунюэль, но фильм, действительно, смотрится, как заказной для Ватикана. И тут нельзя не согласиться с Хулио Кортасаром. Во всяком случае, другого такого экскурса в католические ереси ни в документальном, ни в художественном виде больше не существует. И хотя все это подано легко и весело, но исследовательская работа Бунюэля по данной тематике впечатляет. С трудом представляю себе атеиста, который два года жизни посвятил изучению теологических трудов. Однако режиссер упорно себя считал таковым. Хотя у меня давно уже возникло подозрение, что Бунюэль не до конца был с нами откровенен. Во всяком случае, он был не совсем свободен, когда речь заходила о боге. Над ним постоянно висел домоклов меч - группа соратников сюрреалистов, и в первую очередь, конечно, гуру Андре Бретон, которого в своей книге он упоминает постоянно: Бретон сказал то-то, Бретон думал так-то и тд. И вот даже в связи с "Млечным путем" он снова упоминает Бретона. И как бы в свое оправдание вспоминает, что тот сравнивал сюрреалистов с еретиками (детский сад, ей-богу!). Думаю, что неистового Бретона очень сильно напряг бы "Млечный путь", если бы он дожил до премьеры.

Еще вот такой пассаж читаем у Бунюэля: " Один из персонажей "Млечного пути" говорил: "Ненависть к науке и презрение к технологии приведут меня в конечном счете к абсурдной вере в бога". Ничего подобного. Что касается меня лично, это как раз невозможно. Я выбрал свое место, я живу в мире, полном тайн. Мне ничего не остается, как уважать их". Парадокс заключается в том, что атеисты в своих спорах почти всегда опираются на науку и прогресс. Бунюэль же ненавидел науку и технологии, даже Фрейда не жаловал, которому многим был обязан. И фраза в сценарии "Млечного пути", на мой взгляд, появилась не случайно. И то что он живет в мире тайн и уважает их - это весьма соответствует христианской доктрине принимать бога сердцем, а не разумом, и то что сокрыто от человека должно оставаться тайной (я, конечно, упрощаю, но мысль понятна).

 

В заключении хочу сказать, что атеистом Бунюэля сделали прежде всего монахи-иезуиты. Они из многих сделали не только атеистов, но и сатанистов. Мэрилин Мэнсон - прекрасный пример иезуитского воспитания. Не зря же Ватикан когда-то запрещал этот самый радикальный и агрессивный католический орден. И, конечно, нам не дано судить пришел, в конце концов, Бунюэль к богу или не пришел. Да и не так уж это важно. Он создал четыре прекрасных фильма ("Назарин", "Виридиана", "Симеон-столпник", "Млечный путь") на религиозные темы, которые, я думаю, тоже сыграли свою роль в реформировании католической церкви. Он заставил многих задуматься об истинности веры, о том, что является настоящим грехом, а что грехом ложным, о недопустимости религиозного фанатизма и о многом другом.

Пусть земля ему будет пухом. Мы любим тебя, Луис Бунюэль!

Изменено 07.01.2011 21:14 пользователем anatole
маразм
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Изучение католических ересей - прелюбопытная вещь, а особенно по фильмам Луиса Бунюэля. Мне фильм по стилистике очень напомнил "Призрак свободы", конечно, несколько экспериментальный "Млечный путь" не такой совершенный, как более поздний шедевр Бунюэля, но все равно очень близкий, теплый, уютный.

 

Тем не менее, стоит признать, что без определенной подготовки просмотр фильма - как чтение "Имени Розы" Умберто Эко - сложновато для восприятия, многое непонятно и поэтому упрощается картина, превращаясь в немного странное бунюлевское роад-муви (не единственное ли в его карьере режиссера?)

 

То, как поднимал вопросы веры Луис Бунюэль, с присущей только ему иронией, издевкой, неуемной жаждой жизни, которая ясно видна во всех часто комических ситуациях, за которыми стоит серьезнейшее знание предмета, мне куда ближе многих признанных режиссеров, снимавшие этапные фильмы на религиозную тематику.

 

Anatole, вы заметили, мы скоро весь "Мой последний вздох" процитируем?)

 

в современной религии Христос постепенно занял привилегированное место по отношению к двум другим персонажам Святой Троицы. Говорят только о нем. Бог-отец еще присутствует, но как-то отдаленно, смутно. Что касается Святого духа, до него никому нет дела и ему приходится побираться на перекрестках.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А ведь здорово сказано. Я имею в виду бунюэлевскую цитату.

 

 

То, как поднимал вопросы веры Луис Бунюэль, с присущей только ему иронией, издевкой, неуемной жаждой жизни, которая ясно видна во всех часто комических ситуациях, за которыми стоит серьезнейшее знание предмета, мне куда ближе многих признанных режиссеров, снимавшие этапные фильмы на религиозную тематику.

 

 

Абсолютно согласен. Кшиштоф Кисьлёвский, тоже считавший себя атеистом, как-то в интервью сказал по поводу своего "Декалога", что фильмы верующих режиссеров часто превращаются в проповедь, тогда как атеист держится на расстоянии, а на расстоянии все лучше видно (ну, как-то так, точно цитаты не помню). Одно могу сказать, как бывший упертый атеист, что бы они с Бунюэлем не говорили о своем атеизме, но все это чистой воды богоискательство. И дай Бог нам еще таких гениальных атеистов...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

атеистом Бунюэля сделали прежде всего монахи-иезуиты... И, конечно, нам не дано судить пришел, в конце концов, Бунюэль к богу или не пришел...

 

На днях узнал из телепередачи на канале Культура, что последний год жизни Бунюэль проводил в душеспасительных беседах с доминиканским аббатом. Что-то подобное я и представлял себе, когда писал этот пост больше года назад. Представлял, исходя из творчества Бунюэля, разумеется, снова и снова пересматривая его религиозные фильмы, которые принимаю всем сердцем. И в первую очередь, "Млечный путь".

 

Еще думаю, что аббат-доминиканец тоже не случайный выбор. Внутри католичества идет негласная война за сферы влияния, и прежде всего, между доминиканцами и иезуитами. Так что отцы-иезуиты, обучавшие маленького Луиса, умылись горькими слезами;)...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Одно могу сказать, как бывший упертый атеист, что бы они с Бунюэлем не говорили о своем атеизме, но все это чистой воды богоискательство. И дай Бог нам еще таких гениальных атеистов...
Браво-браво, я тоже всегда так думал :)

 

Жаль только "Млечный путь" вовсе не показался отличным фильмом. ИМХО, самый слабый из известных фильмов Бунюэля.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Похоже на фильмы Пазолини и Брессона. Человеку, не разбирающемся в религиозных темах, трудно что то понять.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...