Рыжая кошка 1 декабря, 2009 ID: 1 Поделиться 1 декабря, 2009 (изменено) Шпион, встань | Espion, lève-toi Год - 1982 Страны - Франция, Швейцария Жанр - триллер, драма Премьера в мире - 27 января 1982 Экранное время - 1 час 35 минут Режиссёр - Ив Буассе В ролях Лино Вентура - Себастьян Гранье Мишель Пикколи - Жан-Пьер Шанс Бруно Кремер - Ришар Бернар Фрессон - Анри Маршан, друг Себастьяна Кристина Янда - Анна Гретц, подруга и сожительница Себастьяна Сюжет Жил-был шпион, который вовсе не шпионил, а тихо занимался своей буржуазной работой в офисе и давно уже позабыл, что он «засланный» и когда-нибудь придет время и о нем вспомнят. Таковым был Себастьян Гренье. Но прошлое вторглось в его обывательское существование и перевернуло все с ног на голову. Во-круг стали погибать знакомые люди, погибла и подруга. Кадры из фильма Изменено 26.05.2010 17:26 пользователем Рыжая кошка Имя Цитата Ссылка на комментарий https://forumkinopoisk.ru/topic/22685-shpion-vstan-espion-l232ve-toi/ Поделиться на другие сайты Поделиться
Рыжая кошка 6 июня, 2010 Автор ID: 2 Поделиться 6 июня, 2010 Если сто раз с утра всё не так, Если пришла пора сделать шаг, Если ты одинок, Значит, настал твой срок И ждёт за углом Перекрёсток семи дорог. Там не найти людей, Там нет машин, Есть только семь путей, И ты один. И как повернуть туда, Где светит твоя звезда, Ты выбираешь раз и навсегда. (Андрей Макаревич. «Перекрёсток семи дорог») Очень сложно бывает предугадать то, что случится в следующий день. В следующую неделю. Не важно, о чём мечтаешь и как развиваются события. Просто… так бывает. Когда мир рушится безо всякой на то причины. Просто иногда так бывает, когда в твою жизнь, тихую, спокойную и ничем не приметную, вторгается то, о чём ты предпочёл бы забыть. И ты оказываешься на распутье в одиночестве, когда впереди пустота, все дороги равны и всё равно, куда идти… Жил Себастьян Гранье, не тужил, имел жену, прибыльную работу, и был счастлив. Но череда событий, которая вторглась в его жизнь подобно смерчу, самуму, шторму, смешала все карты и заставила играть по иным правилам. То, что героя Лино Вентуры втягивают в очевидно шпионскую историю, становится понятно в самых первых минутах фильма: когда был убит человек, ехавший к нему, «народными бригадами действия», когда Себастьян получил утром книгу и в воздухе прозвучала фраза «служба безопасности». Себастьян говорит своему другу Анри: «За эти 8 лет я научился жить, как нормальные люди, звонить по телефону не из будки и читать почту, не занимаясь её расшифровкой». В этом и выражено его полное нежелание играть по правилам людей, пытающихся заставить его принять участие в истории, пахнущей керосином. Но его встреча с Анри оказывается спичкой, поднесённой к бикфордову шнуру. Вокруг начинается чертовщина. «Шпион, встань» Ива Буассе — это достаточно крепкий, ладно скроенный и хорошо преподнесённый детектив с лёгкой политически-шпионской подоплёкой, а также отмеченный отличным актёрским составом: Лино Вентура, Мишель Пикколи, Бруно Кремер. Последовательное, неторопливое развитие событий, приправленное отрывистым, ритмичным саундтреком Эннио Морриконе, наверняка придётся по вкусу любителям изящного криминала в европейском классическом кинематографе. Но есть один момент, который не даёт этому фильму затеряться в десятках ему подобных. Это — личность главного героя. Лино Вентура, человек, никогда не планировавший серьёзно связать своей жизни с кинематографом, но волею случая ставший просто эталонным исполнителем ролей крепких, уверенных, твёрдых и надёжных мужчин, был и в жизни очень порядочным, неординарным и действенным человеком. Об этом гласит один только ранний факт его биографии: его прямолинейное и решительное заявление в 1941 году о том, что служить фашизму он не будет, заявление, повлёкшее лишения, жизнь в подпольях, холод… При знании этих фактов принимаешь и видишь то, что роль Себастьяна Гранье была написана словно для него самого. А люди подобного типа, попадая в ловушку, способны на многое. Поначалу, когда ситуация сравнительно контролируется, Себастьян Гранье ведёт себя нормально. Но при обвально начавшейся вокруг гибели близких людей вступают в силу совсем иные правила… Полной противоположностью ему изображён Алан Ришар в исполнении блистательного Бруно Кремера. Подчёркнуто нагло ведя себя с Себастьяном, в первой встрече ехидно разъясняя ему то, что на самом деле Гранье до сих пор является козырной картой французской разведки, а во второй предлагая ему поставить крест на Анне Гретц — «в противном случае крест будет поставлен на вас», он тем не менее не может не осознавать, что его противник — крепкий орешек. И убеждается в этом, поскольку Себастьян парирует его фразу следующей репликой: «Если с Анной случится чего-то плохое, будет поставлено много крестов. И на многих людях». «Каждый человек — это мир, который вместе с ним рождается и с ним умирает. Под каждой могильной плитой лежит всемирная история» (с) Генрих Гейне. И что же делать, когда твой мир начинает распадаться на составные части, и ты бессилен чего-то сделать только потому, что ты один? Страшно, когда гибнут близкие люди. Страшно, когда ты ощущаешь себя на мушке. Страшно, когда идёшь по коридорам один и понимаешь, что в воздушных замках долго не проживёшь. Себастьян Гранье, видя, что пройдена уже крайняя грань, когда нет пути назад и терять нечего — берёт оружие и пускается уничтожать тех, кто вторгся в его мир, грубым вмешательством уничтожил его счастье… Именно этим, этой решительностью, нежеланием молчаливо смириться и «подставить вторую щёку», Себастьян Гранье импонирует зрителю, вызывает чувство уважения и некоторого преклонения перед его характером, в котором очень ярко выражено волевое мужское начало, формула «действовать и не бояться». И в финале фильма, когда он приходит в последний раз увидеть дело своих рук и удостовериться в эффективности проделанной работы, нервы зрителя уже натянуты, как пружина, взведены, как курок пистолета, готового выстрелить… Себастьяну было нечего терять. Он имел дело с мерзавцем Ришаром и прекрасно знал, чего стоит ожидать и что может случиться. Тогда вступает в силу наша сделка, Тогда ты волен — я закабалён. Тогда пусть встанет часовая стрелка, По мне раздастся похоронный звон… (с) Гёте, «Фауст» По кому же из них двоих раздастся похоронный звон? Кто выйдет победителем в этой ужасной схватке, сражении двух людей, чьи жизненные пути никогда не пересекутся — нормальный человек со шпионским прошлым, или циничный подлец, которому нет никакого дела до слёз и горя осиротевшего одинокого человека?.. Ив Буассе не балует зрителя собственной интерпретацией своего фильма. Он преподносит ему историю, которая очень хорошо сделана и которая предоставляет возможность самостоятельно судить обо всём. О том, как в жизнь бывшего шпиона спонтанно вторглось его прошлое, и мир встал с ног на голову. О том, как вокруг клерка с соглядатайским прошлым умирают люди. О том, как человек в одиночку, не тратя пустых слёз, способен уничтожить тех, кто разрушил его мир. И о справедливости. О вечной справедливости, с которой режиссёры в кинофильмах творят, что хотят: хотят — дают ей ложно понимаемое, поверхностное торжество, хотят — просто заталкивают её в тёмный угол и пишут через весь экран невидимый титр, что справедливость в этом мире ничто и звать её никак. Или же это не так? Может быть, справедливость торжествует в разных видах и за неё по-разному платят, где-то человеческими жертвоприношениями, где-то деньгами, где-то ценой собственной, единственной и неповторимой жизни?.. В любом случае, спасибо за отличное качество работы и приятный глазу европейский реализм. Просто иногда так бывает, что умирают люди. И вместе с ними умирают их миры. Смерть одного человека — трагедия, смерть двух миллионов — статистика (с) Эрих Мария Ремарк, «Чёрный обелиск». Имя Цитата Ссылка на комментарий https://forumkinopoisk.ru/topic/22685-shpion-vstan-espion-l232ve-toi/#findComment-1631847 Поделиться на другие сайты Поделиться
поручик Киже 6 августа, 2013 ID: 3 Поделиться 6 августа, 2013 Хм, тема как-то не пользуется большой популярностью. Не знаю, как все, а я вот не сразу сообразил, что смысл названия в том, что шпиона не просто просят встать, а пытаются именно разбудить. И то, что поначалу кажется невнятной шпионской историей, в итоге оборачивается одним из лучших фильмов о секретных службах. Не в смысле достоверного изображения их работы или чего-то такого. А в неком, наверное, экзистенциальном плане. Прекрасное кино, которое почему-то традиционно оценивают не слишком высоко. Что странно. Ведь французское кино у нас вроде как любят. Имя Цитата Ссылка на комментарий https://forumkinopoisk.ru/topic/22685-shpion-vstan-espion-l232ve-toi/#findComment-3752947 Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.