Перейти к содержанию
Форум на Кинопоиске

Жил певчий дрозд (Iko shashvi mgalobeli)

Рекомендуемые сообщения

Жил певчий дрозд / Iko shashvi mgalobeli

год 1970

страна СССР

жанр комедия

режиссер Отар Иоселиани

сценарий Отар Иоселиани, Дмитрий Эристави

оператор Абессалом Майсурадзе

музыка Теймураз Бакурадзе

в ролях Гела Канделаки, Гоги Чхеидзе, Елена Ландиа, Ирина Джандиери и др.

длительность 78 мин

О чем?

"Молодой человек носится по городу, всем пытается услужить, со всеми пытается быть любезным и не находит ни одной минуты для того, чтобы заняться намеченной им работой. Гия - композитор, но работает в оперном оркестре и играет он на инструменте, который не требует постоянного его присутствия. Этот инструмент называется литавры. Надо ударить по ним раз - потом длинная пауза, иногда до последнего акта. И потом надо прийти вовремя, чтобы ударить еще раз в финале. А в промежутке между всем этим он успевает совершить немало странных и нелепых поступков, за которые его почему-то все любят".

Отар Иоселиани

Во втором фильме Иоселиани уже более явно обозначился характерный для режиссера стиль. Но в отличие от более поздних его работ, в картине все еще можно более-менее легко уловить нить сюжета, да и смотрится она легко и живо. Что думаете об этом фильме?

1.jpg.ddb46e8b9b9caa4021f7e5832f6b3d6a.jpg

1397199163_.jpg.329c30ffd143a7258960571ad8ff9002.jpg

2.jpg.d67edd1f14ae95e2d23b860e0e5626a8.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

– Ты будешь петь.

Ф. Кафка «Исследования одной собаки»

 

Гвоздь. Бумага. Скрепки. Телескоп. Стакан. Литавры. Скрипка. Пружина. Карандаш. Микроскоп. Пиджак. Кирпич. Автобус. Часы. Жил певчий дрозд…

 

Какого черта кто-то вдруг решил, что жизнь можно отложить на завтра и что данные невесть кому обещания, внезапно обнаружившиеся дела являются хоть сколько-нибудь подходящим оправданием? Вот молодой музыкант внезапно засуетился, завертелся, замельчил. И исчез. Нет, вообще-то, с какой стороны ни посмотри, а Гия – человек положительный: всегда приветлив, друзьям помогает, слова никому дурного не скажет. А как на литаврах играет! О, воистину, за целый концерт не услышишь более воодушевляющего фрагмента, чем эти громогласные удары в начале и в конце представления. И с общественностью у Гии вполне доверительные отношения: кого ни спроси, всякий скажет, что Гия – свой в доску парень.

 

Такая реальность. Фильмы грузино-советского режиссера Отара Иоселиани, впоследствии иммигрировавшего во Францию, вообще всегда приближены к реальности настолько, что кажется, будто они подсмотрены через замочную скважину или в окуляр телескопа. Его второй полнометражный художественный фильм «Жил певчий дрозд» сродни блужданию по лабиринту из кривых зеркал, в которых нет-нет, да и увидишь собственное отражение. Странной, будто заколдованной, предстает перед зрителем жизнь Гии, в которой все вечно начинается, но никогда не заканчивается, а всякое различие между важным и малозначительным просто стерлось, растворилось. Словно из ниоткуда внезапно возникают какие-то образы, лица, и если открываешь очередную дверь, то непременно нужно в нее войти. А сам молодой человек никак не может решиться на какой-нибудь мало-мальски значимый поступок. Где-то в потаенном уголке сердца льется прекрасная мелодия, но в окружности материального заточенный карандаш никогда не оставит на нотных страницах следа душевных колебаний.

 

Мир идеального в "Певчем дрозде" все никак не может обрести смысла и содержания. Мелодии не пишутся, мечты не претворяются в жизнь, симпатии не перерастают в настоящие чувства, а дружба то и дело подвергается сомнению. Зато вещи здесь настолько самодостаточны, настолько в нескончаемом потоке вездесущи, что буквально кричат о своей значимости. И кто-то непременно попытается разглядеть жизнь в микроскоп, и кто-то заключит фантазию в сетку видоискателя, и кто-то точно восстановит неумолимый бег времени, починив старые сломанные часы.

 

Такой фильм. 78 минут грузинского колорита на то возникающей, то пропадающей дороге сложносочиненного сюжета. И как в старых добрых чеховских комедиях: впору бы расплакаться, но зачем? Черно-белая действительность замкнется в круг и о том, что ей неведомо, никогда не опечалится. Да и, в конце концов, какого черта?

 

Музыка. Сомнение. Любопытство. Примирение. Жизнь. Творчество. Дружба. Обида. Вдохновение. Мечты. Время. Жил певчий дрозд и исчез. Растворился. Не стало. Ну и что? Ведь, возможно, прав был тот художник, что однажды в сердцах сказал: «И зачем создавать произведения, если так приятно о них просто мечтать?»

Изменено 11.10.2009 04:40 пользователем Der Neid
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Der Neid!

Посты, вроде Вашего, делают меня немым. Но что-то ведь надо сказать... Я уже стар, фильмов успел посмотреть много. Но каждый раз, когда мы с моими друзьями затеваем разговор о былом кинематографе, - всегда, без пропусков всегда мы вспоминаем этот гениальный фильм.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня какое-то предубеждение было против фильма и в целом против Иоселиани. Казалось, что придется смотреть мутную и скучную арт-хаусную галиматью, но это оказалось не так! Прекрасный фильм. И смотрится великолепено. Ни скучно ни разу.

Словно выхвачен кусочек жизни этого непутевого, но доброго человека. По искренности, простоте и душевности фильм напомнил ленту "До свидания мальчики", одной из лучших в советском кино.

 

Думаю, стоит что-то еще посмотреть у режиссера.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Думаю, стоит что-то еще посмотреть у режиссера.

 

 

У него еще фильм "Листопад" приличный получился.

 

А фильм "Жил певчий дрозд" считаю лучшим из того, что видел (видел мало, всего 3 фильма :)). Смотрел на языке оригинала с русскими субтитрами, но фильме присутствовало немного русской речи.

 

На мой взгляд хороший отзыв удался у Кудрявцева на этот фильм.

 

Действительно, человек по жизни ничего не успевал, и в итоге ничего не успел, да и глупо как-то получилось...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На мой взгляд хороший отзыв удался у Кудрявцева на этот фильм.

 

Действительно, человек по жизни ничего не успевал, и в итоге ничего не успел, да и глупо как-то получилось...

 

Да, неплохо он написал про фильм.

 

Ну тут как: можно двояко понять. С другой стороны, кардинального смысла в любых жизненных действиях нету, все равно всем кирдык, случайный или нет. Все равно все не успеешь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, неплохо он написал про фильм.

 

Ну тут как: можно двояко понять. С другой стороны, кардинального смысла в любых жизненных действиях нету, все равно всем кирдык, случайный или нет. Все равно все не успеешь.

 

Безусловно, что всем кирдык, но ведь талантливый человек, мог что-то более существенное оставить после себя, а не элементарно кануть в лету бесплодно прожив жизнь...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо за создание этой темы!

При первом знакомстве с фильмом он не произвел на меня такого эффекта, как я ждала... Но вот уже некоторое время прошло после просмотра, а я постоянно к нему возвращаюсь.

Это как сюита юности, недосказанной юности. Это как цветение яблони, которая не успела завязать плодов. Ну да, не сорвут дети с нее яблок осенью, но ведь она же цвела! Пусть всего неделю цвела, но ведь дурманила каждого проходящего ароматом весенних обещаний.

Для меня очень важна национальная составляющая. Обои, кафе, посиделки с друзьями, взаимоотношения - все это настолько знакомо, что порой забываешь о том, что герои говорят на грузинском (а не на моем родном) языке.

Гела Канделаки очень напоминал мне одного моего друга... Который тоже певчий дрозд!..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Люди всеобъемлющей суеты

 

Посвящается моей маме.

 

Фильм Отара Иоселиани «Жил певчий дрозд» прост и великолепен как сама жизнь. Сняв короткую картину (хронометраж меньше полутора часа), Иоселиани установил эталон для лаконичного и яркого символьного киноязыка без использования сложных сюжетных конструкций и технических приемов монтажа и звукового оформления. Даже название крайне значимо с этой точки зрения: с помощью трех основных частей речи режиссер говорит о фильме все самое главное. Глагол «жил» — фильм о жизни, а жизнь имеет свойство заканчиваться. Существительное «дрозд» — главный герой будто птах, постоянно что-то ищущий в бесконечных перелетах. Прилагательное «певчий» — герою предназначено петь, творить.

 

Начинается картина — и все происходит так, как обещало зрителю название. Главный герой, зовут его Гия Агладзе, постоянно куда-то бежит. Причем, если в других случаях можно было бы говорить о беготне бессмысленной и пустой, то здесь все, куда опаздывает и успевает Гия, все, что он делает или откладывает, все, что он говорит или замалчивает, все это составляет смысл его жизни. Перебежки по шумным улицам большого грузинского города, репетиции и концерты оркестра, в котором Гия играет на ударных, запланированные вечера с родственниками и неожиданные встречи со старыми приятелями, неторопливые, пусть и короткие беседы с друзьями, ссоры с дирижером, малословные, но чувственные отношения с матерью… — все это непрерываемый ход его повседневной жизни. Так же, как Гия то и дело норовит поглядеть в какой-нибудь окуляр телескопа или кинокамеры, так же зрителю предоставляется возможность одним глазком подсмотреть за жизнью обычного молодого человека. И показывая рядовой (казалось бы) день из жизни ничего не подозревающего Гии, Иоселаини стремится сделать из своего фильма зеркало и в финале заставить зрителя посмотреть в него…

 

У кого не бывало дней, когда сделаны массы дел и сказаны множества слов, а под вечер появляется ощущение опустошенности? И дело не в банальной усталости… Разве никто порой не замечал недель, целиком проведенных на ногах, но оставляющих впечатление топтания на месте? Ведь для большого шага редко нужно работать ногами… Неужели ни у кого не было месяцев, полностью проведенных в шумных кругах родственников, приятелей, товарищей, но неумолимо несущих за собой чувство вроде тяжелого похмелья. Количество не всегда означает качество… Да, штампа не избежать. Фильм о каждом из нас.

 

Иногда, наталкиваясь на особо сильные картины, в голове возникают забавнейшие мысли. К примеру: был бы правильно воспринят и насколько был бы понят «Жил певчий дрозд», если показать его, скажем, человеку эпохи изобретения письменности?! Минуя множество нюансов (от языка картины до пропасти в техническом прогрессе), можно уверено ответить: фильм был бы воспринят правильно и понят был бы на должном уровне. И пусть осуществить такой эксперимент невозможно, и пусть он, скорее всего, провалился бы, если бы все-таки произошел, и пусть еще миллион глупых и пошлых «пусть»… все равно, текущим абзацем я хотел сказать лишь одно: шедевр Иоселиани о бессмертном и вечном.

 

О том, что будет жить с каждым человеком и внутри каждого человека, пока существует мир. Фильм о неистребимой и неподвластно всесильной жажде оставить свой след. И какой след оставит Гия — насвистываемую мелодию, не оставляющую его ни на минуту, или же крючок для шляпы на стенке мастерской — зрителю остается неизвестно до самого финала картины. Только в последние минуты своей простой и гениальной ленты режиссер расставит последние акценты и опустит пальцы на завершающий аккорд…

 

А пока зритель еще не подозревает о приготовленном для него зеркале. Пока он внимательно следит за нескончаемым бегом Гии, вслушивается вместе с ним в слова окружающих его людей, осматривает все вокруг... Думает, чем займется после просмотра, или же планирует следующий день…

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я вот часто ощущаю себя героем этого фильма. Куда бегу? Зачем? Но продолжаю бежать.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

alexgo, прекрасный текст... не рассказывая о фильме, говорит о том, что в нем самое главное! он и самостоятельно, без фильма, очень хорош!)) Изменено 25.09.2010 16:02 пользователем Амра
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Амра, спасибо :) этот фильм из тех редких, о которых действительно легко говорить глубоко и умно почти не касаясь содержания и сюжета. Вовсе не обязательно раскрывать символику (благо это отлично сделал Кудрявцев), не нужно пояснять какие-то отношения, сюжетные ходы... Просто пишешь свои чувства, свои эмоции, свои ощущения - и вот оно, все лучшее, что можно сказать о этой ленте Иоселиани! :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Очень славный и очень тонкий фильм, который раскрывается не сразу. Он очень простой на первый взгляд - живет парень, суетится, бегает, постоянно в движении, всех знает, все его любят, кроме непосредственного начальства. Вот, по сути, и весь нехитрый сюжет.

Но потом, вспоминая фильм, замечаешь множество тонких ноток, на которые не обратил внимания сразу, и понимаешь, что в нем нет ничего случайного - при всей кажущейся хаотичности. Свое важное место есть и у упавшего горшка, и у открытого люка, и у цепочки из скрепок, и у держалки для шапки - у всего. Это удивительно гармоничное кино, оставляющее в душе что-то светлое и теплое.

 

Я не ставлю оценок на сайте таким фильмам обычно, и это хорошо. Сразу по просмотру, наверное, влепил бы шестерку, но сейчас, на второй день вспоминаю, и понимаю, что кино достойно куда большего.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Удивительный фильм. Ни одной лишней детали. Все, как в часовом механизме, работает на одну идею. Тот самый фильм, благодаря которому можно полюбить авторское кино. А главный герой - просто грузинский Трентиньян.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... А главный герой - просто грузинский Трентиньян.
Считаете похож?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К сожалению не прочувствовал. Да, образы сильные, мотивы главного героя понятны, смысл автора, заложенная идея. Все это узнаваемо.

Бесконечный бег по кругу с вполне логичным завершением. Кино красивое, лиричное.

Думаю пересмотреть через некоторое время.

Чем-то похож на "В движении" Янковского.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не считая "Мимино" (и, может быть, "Кукарачу"), это, наверное, мой любимый грузинский фильм.

Что тут добавить.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кино наверное из тех, которые принято именовать "настроенческими". И тут пан или пропал. И если вы сели смотреть фильм в неподходящем настроении, то это мука.

Мне не удалось настроиться на волну режиссера и картина несмотря на вполне понятную и близкую мне мысль автора, даже на некоторое как мне кажется сходство мироощущения, оставила равнодушной. А ещё я не вполне понимаю почему была использована именно эта музыка. Очередное сопоставление сиюминутного, преходящего с вечным, непреходящим? Все равно как-то не очень понятно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все-таки очень символично, что в финале

мы оказываемся у часовщика и кепку персонаж пристраивает на то самое место.

 

Многие в главном герое увидят себя. Или в его окружении. Хорошая картина.

 

 

Кстати, а никто не подскажет, с какой именно мелодии начиналось выступление?

Изменено 08.07.2018 09:34 пользователем Джампер
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почти по Экклезиасту: "Все суета сует!".

Если "во многой мудрости много печали", то пока жив - будь беззаботен.

Человеческая тоска имеет духовную природу, альтернатива пустоте

и тщетности жизни - познание сакрального.

 

"Смерть – великий уравнитель – стирает разницу между нищетой и богатством, удовольствиями и страданием, потому что ничего из этого человек не возьмет с собой в могилу".

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Прекрасный лирический фильм. С тёплой весенне-летней атмосферой, с яркими, но без кинопафоса ёмкими фрагментами пролетающей жизни. С приятным главным героем и построением событий, которое можно назвать идеальным.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Типичный Отар, которому нечего сказать. Форма есть, содержания нет.

На свежачка не так бросается в глаза, но когда посмотришь 5-6 работ, тогда становится очевидно.

Практически все фильмы как под копирку. В Дрозда ещё хотя бы что-то вложил, а его французское творчество - парад маргиналов.

Те же Фавориты луны выглядят поделкой маленького грузинского мальчика, который получил свободу и сразу же завёз кучу шлюх - перестроечная чернуха в натуре.

Поэтому Дрозд у него лучший, остальное только с бухлом, чтобы быть на одной волне с бомжами и проститутками. Пастораль можно без них, но там совсем пустышка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Александр Генис:

На ужасе этого магического момента держится "саспенс" фильма, всё его незаметно нагнетаемое напряжение. Что бы ни делал герой, мы подспудно ждём, что вот-вот случится катастрофа и он пропустит свою музыкальную дробь. Но, конечно, Гия, который всегда опаздывает, ни разу не опоздал. Он — гений времени, на что намекает последний — поминальный — кадр: крупный план часов без крышки. Курьёзная пунктуальность Гии, впрочем, не механична, а органична. Она подчинена не часовым стрелкам, а внутреннему ритму его непростого устройства.

Только поняв, что провала не будет, мы исподволь начинаем догадываться, что открывшийся в фильме Иоселиани мир лишён конфликта. В нём нет противостоящих сил, нет неразрешимых противоречий, нет антагонистических интересов. Тут всё на своем месте, как на грузинском застолье Пиросмани:"Никто никому не грубил".

Прежде, в поисках драмы, я принимал стихийного Гию за элемент свободы в царстве необходимости. Но теперь я думаю, что он — тоже часть этого царства.

Гия интересен не таким, каким он мог бы стать, а тем, кто он есть. Он нужен, чтобы дать прикурить прохожему, взять верную ноту в хоре, прибить крючок на стену, замкнуть круг идиллии, сделав его непроницаемым для посторонних.

Раньше я думал, что этот фильм рассказывает о красоте зря прожитой жизни. Сейчас я уверен, что Иоселиани настаивал на другом: жизнь не бывает лишней.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Проходили десятилетия, а иоселини продолжал снимать одно и то же: всякую ерунду, и застолье с вином и песнями под конец. Изменено 08.03.2024 00:08 пользователем Неизвестный злоумышленник
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Жизнь в движении

В фильме поднимается тема добродушного, но слабохарактерного человека, каждое мгновение жизни которого подчиняется беспорядочному ритму повседневности. Это хаотичное движение на первый взгляд лишено какого-либо смысла: музыкант Гия вечно опаздывает на концерты, ему некогда выстраивать полноценные отношения с женщинами для создания семьи, от творческих планов по написанию своей сокровенной мелодии постоянно отвлекают подвыпившие друзья, которых у главного героя не перечесть. Этот вихрь случайных знакомых и обстоятельств подхватывают главного героя и моментально переносит в новую обстановку, к новым друзьям и знакомым. В какой–то момент начинает казаться, прояви Гия хоть каплю усилия воли, то в его жизни всё сложится лучшим образом, ведь его все любят и на работе, и в кругу друзей, да и местные красавицы намекают, что он им не безразличен, и возможно сама собой в его мыслях обретёт форму прекрасная мелодия. Но наш герой как будто рождён только для движения, он не способен усидеть на месте и пяти минут, в чем и заключается его трагедия, но, возможно, и благословение, ведь может это сам Господь ведёт музыканта по жизни своими неведомыми тропами.

Спойлер

Особый смысл приобретает жизнь главного героя в глазах его знакомого мастера–часовщика, который понимает, что такие люди, как Гия – это пружина, приводящая в движение весь механизм общественных взаимоотношений.

Возможно, Отар Иоселиани в своём фильме пытается развить идею о роли маленького человека в обществе, поднятую в фильме режиссера Элиа Казана "Дерево растёт в Бруклине" (1945 г., премия Оскар за лучшую мужскую роль Джеймсу Данну). Среди главных достоинств фильма "Жил певчий дрозд" можно отметить особый режиссёрский стиль, где камера следует за перемещениями героя минуя долгие планы, увлекая зрителя за собой. Также отмечу прекрасную игру актёра Гелы Канделаки в роли Гии, который сумел воплотить образ дружелюбного музыканта, по–детски открытого каждому человеку и всему огромному миру.

Влияние фильма на мировой кинематограф возможно еще предстоит оценить. Лично я отметил сходство некоторых моментов с такими известными картинами, как "Разговор" Копполы, "Одержимость" Шазелла, тема безостановочного бега главного героя также перекликается с сюжетом комедийной драмы "Форрест Гамп".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...