Elena-P 31 августа, 2009 ID: 1 Поделиться 31 августа, 2009 (изменено) Элем Климов (09.07.1933 года, Волгоград - 26.10.2003 года, Москва) По накалу страстей и сделанных им картин, событий семидесятилетней жизни кинорежиссера Элема Климова хватило бы на несколько судеб. Родился он 9 июля 1933 года в Сталинграде, а в страшном октябре 42-го, мальчишкой, по его собственному более позднему признанию, «побывал в аду», когда с мамой и новорожденным братом уезжал из пылающего города в эвакуацию. Наверное, оттуда пронзительное видение военной темы в его последнем фильме «Иди и смотри». В кино Элем Климов пришел не сразу, а после окончания знаменитого своими талантами во всех областях искусства Московского авиационного института, который окончил в 1957-м. Поработав в молодежной редакции Всесоюзного радио и телевидения, а также в филармонии, поступил во ВГИК, в мастерскую Ефима Дзигана. Его первую работу, короткометражку «Жених», снятую в 60-м, мало кто знает. А уже в 64-м, после окончания киноинститута, Климов приходит на «Мосфильм». И почти сразу же снимает свой дебютный фильм, ставший классикой комедии, — «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Картина была готова как раз тогда, когда «оттепель», захлебнувшись своими романтическими надеждами, стала медленно превращаться в застой. И путь фильма к зрителю был долог. Как, впрочем, была томительно длинной дорога на экраны всех его картин. Из семи фильмов, созданных Элемом Климовым, один документальный (вместе с Марленом Хуциевым он завершал монтаж незаконченной ленты Михаила Ромма), другой — полудокументальный. Снятый в 70-м «Спорт, спорт, спорт» — хроника с вкраплениями игровых эпизодов. Но ленте о спорте предшествовала еще одна комедия — «Похождения зубного врача» с Алисой Фрейндлих и Игорем Владимировым в главных ролях. И этой картине в советском прокате не очень-то повезло. Юмор Климова не отличался привычной благостностью, был хлестким, точным и, что самое опасное, очень смешным. К следующей своей работе режиссер шел долгих восемь лет — речь идет о фильме «Агония», в котором, кстати, дебютировал в кино Алексей Петренко. «Крестным отцом» его стал Иван Пырьев, пригласивший режиссера к себе в объединение и предложивший ему «завальный» сценарий по пьесе Алексея Толстого и Павла Щеголева «Заговор императрицы». Климову сценарий показался неподъемным и примитивным, он отказался над ним работать. Зато прочитав шесть томов заседания временного правительства по расследованию царских злодеяний, увлекся — так стало раскручиваться веретено «Агонии». Картина была снята в 74-м, а вышла на экраны лишь 85-м году. К этому времени Петренко уже стал известным, популярным и востребованным героем в кино. Снятый с полки фильм был тут же оценен на одном из самых престижных кинофестивалей, получив в Венеции приз ФИПРЕССИ. Восьмидесятые — самые трагические годы для Элема Климова: в автокатастрофе погибла его нежно любимая жена, сокурсница по ВГИКу и соратник по кино, режиссер Лариса Шепитько. Элем не только снял едва начатый Ларисой фильм «Прощание» (по повести Распутина «Прощание с Матерой»), пронзительное кинополотно о беспамятстве, но и сделал полный любви, тоски и светлой памяти фильм «Лариса», посвященный Шепитько. И вся оставшаяся жизнь проходила у Климова под знаком памяти любви к рано ушедшей жене. Он много, до самозабвения, до болезни, работал, так и остался один и вырастил их с Ларисой сына. Наш зритель, видевший немало фильмов о войне, был потрясен картиной Элема Климова «Иди и смотри», вышедшей на экраны в 85-м году. В это время на экраны хлынул поток «полочного» кино и неизвестных у нас ранее зарубежных фильмов, но и на этом ярком фоне фильм Климова потряс зрителей, вызвав огромный общественный резонанс. Эта работа — плод совместных воспоминаний войны и боли, пожара и смертей Элема Климова и Алеся Адамовича — сделана задолго до знаменитого «Списка Шиндлера». Говорят, Спилберг перед началом работы над своим фильмом заставлял свою творческую группу по нескольку раз смотреть «Иди и смотри». Это фильм-боль, фильм — кровоточащая рана. В него фактически вошла переделанная в сценарий «Хатынская повесть» Адамовича, а эмоционально — книга подлинных воспоминаний, страшнее которых нет — «Я из огненной деревни». Картина на Московском фестивале 1965 года была удостоена высшей награды — Золотого приза. Началась перестройка, и режиссер, горя праведной гражданской активностью, перестает снимать кино, полностью посвящая себя общественной работе. Климов становится во главе Союза кинематографистов. Конечно, пребывая на этой должности в те времена, нетрудно было получить деньги на собственную постановку, но романтик от кино надеялся, ослепленный очередным общим энтузиазмом, облагодетельствовать весь кинематограф. Не стоит сегодня обвинять тех, кто, поддавшись пафосу новой власти, пришедшей на смену надсмотрщикам тоталитарных идеологических догм, крушил организационные монументы, ввергая кино в нищенство. Да, Элем Германович был в центре этой хрупкой, легкоранимой творческой карусели. Неистовый и искренний, он шел, как всегда в жизни, напролом. Но, во-первых, не может один человек быть виновником развала громадной индустрии кино, а во-вторых, творческий человек, с громадным потенциалом, он никогда не использовал ситуацию для себя, скорее — вопреки себе. Себе — режиссеру. А потом наступило время денег. Не только в кино. И долгое молчание Элема Климова стало бесконечным. Теперь уже навсегда. Он не умел ни делать, ни доставать деньги. Хотя в его архиве остался давно написанный с братом Глебом сценарий, неосуществленная мечта его жизни — «Мастер и Маргарита». Вряд ли его кто-то сможет сделать столь по-климовски неистово и обнаженно-искренно. Мастер молча ушел в Покой вслед за своей Маргаритой. Материал взят с сайта Люди Фильмография: 1. Иди и смотри (1985) 2. Прощание (1983) 3. Агония (1981) 4. Лариса (1980) 5. И все-таки я верю... (1974) 6. Спорт, спорт, спорт (1970) 7. Новогодняя сказка (ТВ) (1968) 8. Похождения зубного врача (1965) 9. Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен (1964), Top250: 108 10. Смотрите, небо! (1962) 11. Жиних (1960) 12. Осторожно: пошлость (1959) Награды: Берлинский кинофестиваль, 1987 год - Почетный приз Berlinale Camera Award. ММКФ, 1985 годь - Золотой приз («Иди и смотри»). Приз ФИПРЕССИ (конкурсная программа) («Иди и смотри»). Народный артист РФ (1997). Изменено 11.06.2013 19:08 пользователем Elena-P 1 Имя Цитата Ссылка на комментарий https://forumkinopoisk.ru/topic/19882-elem-klimov/ Поделиться на другие сайты Поделиться
lana81 31 августа, 2009 ID: 2 Поделиться 31 августа, 2009 За правду "Иди и смотри" и море позитива и доброты "Добро пожаловать" низкий поклон этому необыконовенному режиссеру и человеку... А "Мастера и Маргариту" в его интерпертации я бы с интересом и удовольствием посмотрела, жаль, не судьба... 1 Имя Цитата Ссылка на комментарий https://forumkinopoisk.ru/topic/19882-elem-klimov/#findComment-1127549 Поделиться на другие сайты Поделиться
Marnie 31 августа, 2009 ID: 3 Поделиться 31 августа, 2009 Просто удивительно, что один и тот же человек мог снять диаметрально противоположные фильмы Иди и смотри и Добро пожаловать.... Талантливый режиссер. Еще давно и отрывками видела "Агонию", поэтому ничего толкового по поводу этого фильма сказать не могу, но помнится атмосфера и видеоряд были гнетущими 1 Имя Цитата Ссылка на комментарий https://forumkinopoisk.ru/topic/19882-elem-klimov/#findComment-1127594 Поделиться на другие сайты Поделиться
Green Snake 31 августа, 2009 ID: 4 Поделиться 31 августа, 2009 Добрейший "Добро пожаловать или посторонним вход запрещен", конечно, вещь хорошая, далеко пережившая свое время, но в историю Климов войдет именно как постановщик "Иди и смотри". Гениальный фильм. Жаль, что он после этого ничего больше не снял. Несправедливо. 1 Имя Цитата Ссылка на комментарий https://forumkinopoisk.ru/topic/19882-elem-klimov/#findComment-1128394 Поделиться на другие сайты Поделиться
Клон Branda 8 февраля, 2012 ID: 5 Поделиться 8 февраля, 2012 "Добро пожаловать" фильм неординар, есть моменты от которых мурашки бегут, тут то и задумался, что очень чувствительный режиссер... 1 Имя Цитата Ссылка на комментарий https://forumkinopoisk.ru/topic/19882-elem-klimov/#findComment-2838191 Поделиться на другие сайты Поделиться
Эугения 21 декабря, 2014 ID: 6 Поделиться 21 декабря, 2014 Элем Климов самый разноплановый режиссёр из великих: шокирующий военный реализм в Иди и смотри, лёгкая семейная комедия Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён, исторический атмосферный фильм Агония, спортивный полуигровой-полудокументальный Спорт! Спорт! Спорт! Фильмы разножанровые, мало сказать - непохожие друг на друга, а прямо противоположные по духу, по эмоциональному заряду, по способу воздействия на людей. Но одинаковые в ударном влиянии на зрителей - никто не уходит равнодушным! 1 Имя Цитата Ссылка на комментарий https://forumkinopoisk.ru/topic/19882-elem-klimov/#findComment-4391983 Поделиться на другие сайты Поделиться
Sidechain 29 мая ID: 7 Поделиться 29 мая 2 часа назад, дважды два написал: ежели один человек построил, другой завсегда разобрать сможет.mp4 599.28 kB · 0 загрузок Англицкая вестч! Это зачем же они её так крепЮт??? Возвращаясь к фильму - светлой памяти Климов осуществил невозможное. С таким обилием массовки (одни похороны чего стоят), весьма себе продвинутым актёрским составом он снял... ДИПЛОМНУЮ картину, товарищи! На которую обычно отпускались сущие гроши. Но следует принимать во внимание вот ещё, что. Климов стал режиссёром в 31 год. Имея за спиной эвакуацию во времена ВОВ (из тогда ещё Сталинграда), МАИ, московский почтовый ящик, где послужил инженером-конструктором и сотрудничество с молодёжными редакциями ЦТ и Всесоюзного (это важно!) радио - Климов подошёл к своему диплому уже состоявшейся цельной личностью, специалистом, начинённым вдобавок во ВГИК-е мастерством Ефима Львовича Дзигана, преподавателя, что называется, от Бога. Ну, и не следует сбрасывать со счетов временной контекст (та самая оттепель, правда уже закатывающаяся - "стремительным домкратом"). Уже следующую его картину ("Похождения зубного врача") кинули на полку. Ещё через 10 лет - "Агония", тоже благополучно провалявшаяся на полке 10 лет. Та же судьба ждала и "Иди и смотри" (я опускаю проект "Прощание", по сути реквием по погибшей в автокатастрофе супруге - Ларисе Шепитько), но Климов дотянул до "Оттепели"-2, на чём собственно и завершил свою непростую карьеру кинорежиссёра Спойлер Последний кадр фильма — вековое дерево Матёры, которое стоит не обугленное, а покрытое зелёной листвой. Оно живо, независимо от того, что случилось с Матёрой. Ох, уж эти "последние деревья" (у Тарковского в "Жертвоприношении", кажется, оно же в "Ивановом детстве", и относительно недавно в фильм режиссера Ольги Товма "Зоя Космодемьянская"). Имя Цитата Ссылка на комментарий https://forumkinopoisk.ru/topic/19882-elem-klimov/#findComment-8668494 Поделиться на другие сайты Поделиться
Простозритель 29 мая ID: 8 Поделиться 29 мая 31 минуту назад, Sidechain написал: Англицкая вестч! Это зачем же они её так крепЮт??? Возвращаясь к фильму - светлой памяти Климов осуществил невозможное. С таким обилием массовки (одни похороны чего стоят), весьма себе продвинутым актёрским составом он снял... ДИПЛОМНУЮ картину, товарищи! На которую обычно отпускались сущие гроши. Но следует принимать во внимание вот ещё, что. Климов стал режиссёром в 31 год. Имея за спиной эвакуацию во времена ВОВ (из тогда ещё Сталинграда), МАИ, московский почтовый ящик, где послужил инженером-конструктором и сотрудничество с молодёжными редакциями ЦТ и Всесоюзного (это важно!) радио - Климов подошёл к своему диплому уже состоявшейся цельной личностью, специалистом, начинённым вдобавок во ВГИК-е мастерством Ефима Львовича Дзигана, преподавателя, что называется, от Бога. Ну, и не следует сбрасывать со счетов временной контекст (та самая оттепель, правда уже закатывающаяся - "стремительным домкратом"). Уже следующую его картину ("Похождения зубного врача") кинули на полку. Ещё через 10 лет - "Агония", тоже благополучно провалявшаяся на полке 10 лет. Та же судьба ждала и "Иди и смотри" (я опускаю проект "Прощание", по сути реквием по погибшей в автокатастрофе супруге - Ларисе Шепитько), но Климов дотянул до "Оттепели"-2, на чём собственно и завершил свою непростую карьеру кинорежиссёра Показать Последний кадр фильма — вековое дерево Матёры, которое стоит не обугленное, а покрытое зелёной листвой. Оно живо, независимо от того, что случилось с Матёрой. Ох, уж эти "последние деревья" (у Тарковского в "Жертвоприношении", кажется, оно же в "Ивановом детстве", и относительно недавно в фильм режиссера Ольги Товма "Зоя Космодемьянская"). Ну вообще то не совсем нна полку. Про зубного врача.тлграгиченный прокат то был. Судьбу фильма можно сравнить с рязановским человеком ниоткуда. Его тоже сначала пустили а ограниченный прокат но потом убрали. Кстати насчёт зубного врача.. очень сюжет параллелен с тридцать три Данелии. Он тоже продержался в прокате две недели только и его запретили. Но разница с Климовым у Данелии в том что он снимать продолжил комедии. И успешно. А Климов нет. Человек не мог ужится с работодателем. Даже нельзя сказать что он именно с советской властью не уживался. Потом то он совсем ничего не снял. Слышал историю что некий малиновый пиджак предлагал ему поспонсировать фильм. Но тот гордо отказался. Имя Цитата Ссылка на комментарий https://forumkinopoisk.ru/topic/19882-elem-klimov/#findComment-8668584 Поделиться на другие сайты Поделиться
Плойка 29 мая ID: 9 Поделиться 29 мая 23 минуты назад, Простозритель написал: Даже нельзя сказать что он именно с советской властью не уживался Считаю, что власть вообще ни причем, и что на него очень подействовала личность его жены Ларисы. Она была полна трагичности и страданий и просто перестроила его на свою тему. Благодаря ей Климов и углубился во все эти страшные тяжелые дела, комедии его больше не интересовали. Имя Цитата Ссылка на комментарий https://forumkinopoisk.ru/topic/19882-elem-klimov/#findComment-8668626 Поделиться на другие сайты Поделиться
Sidechain 29 мая ID: 10 Поделиться 29 мая 40 минут назад, Простозритель написал: Ну вообще то не совсем нна полку. Про зубного врача.тлграгиченный прокат то был. Судьбу фильма можно сравнить с рязановским человеком ниоткуда. Его тоже сначала пустили а ограниченный прокат но потом убрали. Кстати насчёт зубного врача.. очень сюжет параллелен с тридцать три Данелии. Он тоже продержался в прокате две недели только и его запретили. Но разница с Климовым у Данелии в том что он снимать продолжил комедии. И успешно. А Климов нет. Человек не мог ужится с работодателем. Даже нельзя сказать что он именно с советской властью не уживался. Потом то он совсем ничего не снял. Слышал историю что некий малиновый пиджак предлагал ему поспонсировать фильм. Но тот гордо отказался. Да, есть такое. Тут, как мне представляется, дело в следующем. Данелия не рвался в "тарковский артхаус" (назовём это так - для краткости). Перешёл в более менее чистый жанр (более менее потому, что абсолютным кинокомедиантом а'ля Гайдай, не стал, и в сатиру по-рязановски не ударился - его как бы комедии всегда снимались с неким, грустно-философско ( иногда грузинским) акцентом). Климова же интересовали другие, более глобальные вещи. Я до сих пор не могу постичь, как ему удалось в 1974-м(!!!) году запуститься с фильмом о Распутине? А заявку утвердили ещё раньше Имя Цитата Ссылка на комментарий https://forumkinopoisk.ru/topic/19882-elem-klimov/#findComment-8668639 Поделиться на другие сайты Поделиться
Professore 31 мая ID: 11 Поделиться 31 мая (изменено) Настоящий режиссер. Сильный человек. Прекрасный муж и отец. Они с Ларисой просто уникальной парой были, как ни посмотри. Не режиссер и актриса, как чаще бывает, а два ярких самобытных режиссера, два магнита, при этом разных, но равнозначных друг другу. Причем, один за другого, он за неё (помогал ей в Киргизии отснять адски тяжелый в постановочном плане режиссерский дебют Ларисы "Зной" по повести Ч. Айтматова и не менее сложный "Ты и я", с которого изнеможенную Ларису порой на скорой увозили), она за него (снимала некоторые сцены "Агонии" и по воспоминаниям А. Петренко, игравшего Распутина, Шепитько гораздо жестче Климова снимала, да к тому же и сама играла в "Агонии" и в "Спорт, спорт, спорт"). И в этой их спаянности, профессиональной и ещё в большей степени человеческой, проявлялась их какая-то удивительная художническая общность и настроенность на волну настоящего искусства. Такие, как они, а это и Хуциев, и Калик, и Богин, и Смирнов, и Тарковский с Параджановым не снимали лишь бы что. Фильмы для них были прямым продолжением себя и предать себя и своё понимание роли искусства в жизни общества они не могли и на компромиссы, конечно же, не шли. Уникальное поколение творцов эти дети войны. Огромнейшее спасибо и вечная память за настоящее кино! Лучшей и самой пронзительной во всех отношениях картиной Элема, как и у Ларисы, стала его последняя работа. Выдать ТАКОЙ ФИЛЬМ! в 80-е, другое совершенно время, когда, казалось, все лучшие фильмы о ВОВ давно сняты, это было самым настоящим откровением абсолютно для всех - и для эстетов, и для зрителей попроще. И в этом смысле, конечно, безумно жаль, что не дали ему сделать экранизацию "Мастера и Маргариты" М. Булгакова. Режиссер находился в прекрасной форме, глаза горели, он жил этой идеей на протяжении многих лет, объездил с братом Германом полмира с целью запустить картину, но пойти на компромисс и снять устраивающую всех копродукцию не хотел (была же возможность в Голливуде) и предпочел лучше не снимать. И вот за это его тоже можно (и нужно!) уважать. Если снимать, то как "Восхождение", как "Иди и смотри", как в последний раз - на пределе сил и возможностей. Это такие люди. Они по другому не могли, не умели и не хотели творить, поскольку творчество для них было всем. Изменено 31.05.2025 11:35 пользователем Professore 2 Имя Цитата Ссылка на комментарий https://forumkinopoisk.ru/topic/19882-elem-klimov/#findComment-8669523 Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.