Перейти к содержанию
Форум на Кинопоиске

О технике.

Рекомендуемые сообщения

Я люблю поезда, одно время часто ездила на электричках, просто в походы - вплоть до "на дальней станции сойду", то есть на любой приглянувшейся.

На железной дороге нравилось все, все будоражило. Кроме долгих ожиданий и простоев, конечно).

Все вагоны и электровозы известно какие (последний раз ездила четыре года назад, вряд ли что-то кардинально поменялось, только модифицируются) - поэтому маленькие норвежские дизели в диковинку, да еще со съемкой сквозь переднее стекло.

Смотрела еще небольшой "реал-тайм" фильм о местной электричке на Хольменколлен (знаменитый спортивный парк над Осло), ну там сопровождение шикарное, сведения о ветке и ее более чем столетней истории, названия станций со всеми спецификациями (расстояние от центра, высота над уровнем моря), плюс чередуются камеры заднего вида (на двери), вбок и даже внутрь вагонов.

Снимали в яркий солнечный и, видимо, какой-то праздничный день, потому что народу было море и очень многие с флажками или в одежде цветов норвежского флага.

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/138389-o-tehnike/page/3/#findComment-8170081
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 138
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

А мне иногда снятся поезда.
Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/138389-o-tehnike/page/3/#findComment-8170213
Поделиться на другие сайты

А в реале как?
Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/138389-o-tehnike/page/3/#findComment-8170238
Поделиться на другие сайты

Давно не ездила.
Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/138389-o-tehnike/page/3/#findComment-8170248
Поделиться на другие сайты

Я тоже))

Когда-то на электричках доезжала вглубь Урала до Кропачево, Челябинская

область...

Челябинские электрички внутри похожи больше на самолеты)) Ну, кресла так расположены.

Слышала, что так, с пересадками путешествуют на реально далекие расстояния.

Я ездила еще когда вольница была, от кондукторов сигали по вагонам, хотя билеты стоили по нынешним меркам копейки...

Помню, возвращалась в Уфу с запада, за 250 км где-то... решила поберечь нервы и купила ПОЛНЫЙ билет! Стоил 19 рублей!

Всю дорогу была в вагоне совершенно одна и ни один контролер не показался)))

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/138389-o-tehnike/page/3/#findComment-8170254
Поделиться на другие сайты

"Почему в поезде стоп-кран – красный, а в самолёте – голубой?" ©
Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/138389-o-tehnike/page/3/#findComment-8170272
Поделиться на другие сайты

Пыталась вспомнить, снятся ли поезда - нет, не могу вспомнить.

То есть езжу часто, даже в дальних краях, но само средство передвижения... кажется, это обычно автобусы. Трамваи, троллейбусы снятся. Иногда езжу на мотоцикле, это самые приятные сны)) Вот на днях только ездила. По перегруженной, сырой, пасмурной улице, по тротуару, было очень напряжно. Постепенно начало расчищаться, просторно, и я оказалась заехавшей в другой район, в противоположную сторону. Но и переднее колесо мотоцикла истончился, я поняла, что кручу педали, в общем, он превратился в велосипед) По ходу, приснилось это под влиянием просмотра трансляций с норвежского поезда (начало движения в темноте, расчищающееся небо, простор).

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/138389-o-tehnike/page/3/#findComment-8170502
Поделиться на другие сайты

Я иногда прямо в доме куда-то еду.
Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/138389-o-tehnike/page/3/#findComment-8170572
Поделиться на другие сайты

Впервые попался встречный поезд. После долгого стояния на семафоре дождалась стремительного "незнакомца". Им оказался "класс 92", старый двухвагонный "Дюваг" - немецкой фирмы, которая уже не существует (влилась в "Сименс")

 

nrk43.1518344568.jpg

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/138389-o-tehnike/page/3/#findComment-8171644
Поделиться на другие сайты

Наконец дело сдвинулось на предмет установления маршрута, хехе. Прошлой ночью впервые зафиксировала название станции (до сих пор попадались совершенно нечитабельные, мелкие и боком, при имеющемся разрешении даже трудно было утверждать, что это названия станций):

 

nrk44.1518797160.jpg

 

Увиделось слово "Roekland"... Сейчас только вспомнила о находке и - Ура! Есть такая станция! И ветка, пишут, через нее проходит. На карте - 450 км по прямой к северо-северо-востоку от Тронхейма. Дело, считай, в шляпе, теперь можно отследить любую точку!

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/138389-o-tehnike/page/3/#findComment-8172721
Поделиться на другие сайты

Попытаюсь хоть самую малость вернуть тему со скандинавских рельс на нашу грешнукю землю (хоть и ясно осознавая всю тщету потуг :D )

 

Я, собственно, про импортную бытовую технику – в сравнении с отечественной.

Вот сегодня то и дело приходится слышать, как нынешние забугорные чудеса в решете стало модно расхваливать, сравнивая с "совковым барахлом". "Случайно" забывая при этом про 35 лет разницы.

Я не стану грузить на тему, что при нормальном прогрессе в данной сфере эта самая техника на сегодняшний день должна б была оказаться несравненно более совершенной и продвинутой, а стоить при этом… да вообще дармовой давно уже стать. 35 лет – если кто не помнит, столько же лет прошло с окончания НЭПа до полёта в космос… но да бог с ним, сейчас не об этом.

 

А вот если сравнивать ровесников, одного года выпуска…

Возможно, кто-то ещё помнит, какой ажиотаж был у нас с появлением в продаже японских двухкассетников? Так вот, я имел "счастье" обследовать это импортное чудо объективно, без розовых слюней. Выводы оказались более чем плачевными – по своим реальным параметрам ни один из них не тянул даже на детскую игрушку.

Если кто-то помнит, в СССР бытовая техника выпускалась 4-х классов: 3-го, 2-го, 1-го и высшего. Всё что было ниже 3-го, имело в названии индекс, начинающийся цифрой 4, и по сути, считалось вне классификации, то есть игрушками для детей. Так вот эти пресловутые двукассетники даже умудрились оказаться ещё хуже.

Откуда же пошла легенда про их якобы превосходное качество? Да всё от безграмотности же нашей. Впрочем, не обошлось в этом деле и без хитрости, "удачный маркетинговый ход", как это назвали бы сегодня.

Вот об этом – чуть более подробно.

Что всегда отличало кассетный магнитофон от бабинного? Правильно, высокий уровень шумов и меньший диапазон частот. Ещё, правда, повышенный уровень т.н. детонации, проявляющийся в "плывущем" и "дрожащем" звуке. Но про это мало кто знал, а кто знал – валил всё на паршивое качество отечественных кассет. Хотя с распространением импортных в этом ровным счётом ничего так и не изменилось, вообще-то.

А вот про "завал верхов" и "шипение" знали многие. Да и трудно такое не заметить. Это, кстати, врождённый порок кассетной техники, обусловленный объективным причинами – малой скоростью протяжки ленты и вдвое меньшей шириной магнитной дорожки.

Так какой же выход нашли японские умельцы? Увы, иначе как прямым обманом легковерного потребителя его не назовёшь. Они, не мудрствуя лукаво, просто "упростили" схему выходного усилителя мощности, выбросив из него цепи задания т.н. начального смещения выходных транзисторов. Т.е. сделали этот усилитель нелинейным, страдающим т.н. "ступенькой". Тем самым, убили не двух, а целых трёх зайцев:

Во-первых, такая "ступенька" не позволяет слышать самые тихие звуки – а шум пленки как раз к таковым и относится. Что, разумеется, воспринималось покупателем, балдеющим от обладания ненашенской цацкой, как кардинальная победа над "шипением". Причём до такой степени, что эти умельцы даже выбросили стирающую головку, заменив её просто постоянным магнитом.

Во-вторых, звуки средней громкости такое искажение "обогащает" гармониками, что они ничтоже сумняшеся выдавали за "более широкий диапазон воспроизводимых частот" – и наивный пипл это хавал на голубом глазу.

Ну, а в-третьих, такой усилитель в отсутствии сигнала почти ничего не потребляет, так что можно не отключать его от питания. Мелочи, но тоже экономия. Тем более что эта шарабайка, за которую падкий не импортное барахло отечественный покупатель с радостью выкладывал две свои месячные зарплаты, на деле по себестоимости не превосходила какую-нибудь детскую заводную машинку.

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/138389-o-tehnike/page/3/#findComment-8173861
Поделиться на другие сайты

Это всё вы верно подметили и написали.Я сам в своё время занимался ремонтом этих"милых " импортных поделок, на которых грозно было написано 100 ватт, а то и больше.

Расскажу одну историю из всоей практики.

1993 год. Один знакомый стал "счастливым" обладателем такого аппарата и заметил, что звук с динамиков идёт моно,Хотя сам аппарат позиционировался (судя по наклейкам) как стереофонический.

Далее- при включении укв- диапазона грозно зажигался индикатор стерео, даже без настройки на станцию.

Принёс мне,мол- посмотри,что не так. Я открыл корпус и....умилился. На кассетных приводах стояли монофонические универсальные головки, динамики левого и правого канала были запараллелены, а индикатор стерео на увв (фм) диапазоне был посажен на кнопку включения этого же укв диапазона и загорался всегда при его

включении. Звук с кассет был плоский, один регулятор тембра вч ситуацию не спасал. Радио на укв звучало чуть получше, но то же звук был плоским.Динамики были на 0,5 ватта мощности , хотя на магнитоле грозно было написано 50 ватт.

Вообщем я собрал его , поздравил знакомого с "удачной" покупкой и посоветовал отдать тем , у кого он его брал.

Ну и к продолжению вашего поста- почти вся кассетная переносная техника была такой, какой вы про неё написали.

Мне правда попадались переносные кассетные аппараты получше в ремонт- в корорых были и стирающие головки вместо магнитов и звучали они лучше, но они уже были другово ценового сегмента.И стоили на порядок выше.

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/138389-o-tehnike/page/3/#findComment-8173871
Поделиться на другие сайты

Насчёт более солидной техники, такая история вспоминается.

Был у меня когда-то знакомый, фанатично сходивший с ума по действительно дорогой бытовой технике. Покупал её за такие бешеные деньги, что раскрывать ему глаза на её реальную себестоимость – было бы просто оголтелым садизмом. Но после одного случая, когда это сделать пришлось-таки *, вдруг впавшего в иную крайность – разоблачать впаренное ему фуфло, как он это сам называл.

И вот однажды пришлось помочь ему и в этом тоже.

У него, видите ли, возникли подозрения по поводу вертушки для грампластинок. Была у него такая, очень солидной фирмы – "Sharp", если память мне не изменяет. А дорогущая-я-я-я!… Он за неё почти две тысячи рублей отдал, это советских-то, это в конце 70-х! Да и то брал в "комке", как тогда его единоверцы называли комиссионный магазин, на весь Питер славящийся тем, что в нём распродавалась конфискованная на таможне контрабанда.

 

Аппарат, вообще-то, оказался вполне приличным. Прекрасно сбалансированный тонарм с электромагнитными регулятором прижима и компенсатором скатывания. Скользящая подвеска, автоматически гарантирующая горизонтальность при установке даже на поверхность с наклоном аж до 5-и градусов. Тонарм из титанового сплава, трубчатый с рёбрами жесткости внутри. Головка с алмазной иглой с остриём эллиптического сечения, в держателе из бериллиевого капилляра переменного профиля, и подвижными рамками, намотанными серебряным микропроводом в кварцевой оболочке, в магнитной системе из платинакса. Уже очень неплохо.

А ещё четыре стерео тон-корректора – по два на каждую скорость вращения, чтобы головку с подвижной катушкой можно было заменить на более дешевую, с подвижным магнитом. И совсем уж роскошь – прямой выход прямо с головки для использования внешнего тон-корректора.

Но главное – привод диска. Здесь он оказался, разумеется, прямой – диск насажен непосредственно на вал тихоходного 19-тифазного синхронного двигателя. Безо всякой механики, то есть.

В общем, я даже не сразу понял, какие могут быть претензии.

Потом проникся.

В прилагаемой бумажке, так же как и в надписях на корпусе, значилось, что аппарат снабжён кварцевой стабилизацией скорости вращения. Повсюду сияет гордое Quartz, словно это его марка. Но вот в чём загвоздка. Там две скорости: 33 и 45 об/мин, переключаемые кнопкой. И два ряда меток по периметру диска для стробоскопического контроля этих скоростей. И для каждой скорости – своя ручка точной подстройки. И новомодная на то время фишка – в стробоскопе не лампочка неоновая, а светодиод. Лепота!

И ещё одна кнопка, переключающая в режим авто-стабилизации.

Ну, казалось бы – чего ещё надо-то?

Вот только как-то малость странно… если подумать.

Ну в самом деле, если есть возможность кварцевой стабилизации, то на кой чёрт ещё какие-то подстройки?

Вот и владелец тоже засомневался. Вернее, его, далёкого от техники, смутило другое: в режиме ручной настройки приходится повозиться, чтобы "остановить" стробоскопическую картину, да и то через пару часов приходится настройку повторять, хоть и самую малость. Зато в автомате стоит на месте мёртво.

Ну, казалось бы, так и надо. Ан, нет! Как ему удалось выяснить экспериментально, вращением ручек настройки она всё равно меняется – это слышно по звуку, а вот картинка стоит при этом как вкопанная!

Короче, пришлось по его настойчивым просьбам совершить вскрытие. Благо, всего-то шесть винтов открутить понадобилось.

И что оказалось?

 

Нет, ну вот как нормальные люди сделали бы кварцевую стабилизацию скорости вращения? Да проще простого. Имеешь генератор, частота которого стабилизирована кварцем. Берёшь и делишь её до нужной простыми цифровыми счётчиками, и прямо подаёшь на двигатель. Он же синхронный, он же никак иначе не может вращаться, кроме как на частоте питания обмоток. Чего огород-то городить?!

Так ведь нет же!

Соорудили эти умники аналоговый 19-тифазный генератор на специализированной микросхеме собственного производства, с 57-ю конденсаторами и 95-ю резисторами – все прецизионные, на 0.2% и 0.1% – да ещё и управляемый напряжением. Ага, прямо с одного из регулировочных потенциометров. Такая здоровенная каракатица на 96 ножек, облепленная внешними навесными элементам и занимающая вместе с ними аж 2.5 кв. дм. на плате.

Кварцевый генератор, правда, тоже приделали, не наврали. И цифровой делитель частоты к нему, делящий частоту до 120-ти герц – для стробоскопа. А под него, мол, скорость вращения руками настроишь. То есть, в ручном режиме всё по честному.

А вот автомат… Ха! Да они просто той кнопкой провод от светодиода переключают с выхода кварцевого генератора – на выход той аналоговой микросхемы! Естественно, картинка мёртво стоять будет, с какой бы скоростью диск на самом деле ни вертелся!

 

__________

* Об этом тоже как-нибудь расскажу потом.

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/138389-o-tehnike/page/3/#findComment-8174006
Поделиться на другие сайты

Расскажите - интересно почитать будет.

А мне пришлось в середине 90х ремонтировать цифровой оптический рекордер ямаха. Чел принёс в ремонт- мол играет, но не записывает на диски. Я об них слышал, но ремонтировать не приходилось ранее. Так вот- вскрыл его, считывающий привод похож на привод современных двд рекордеров, но реализован проще для 8 см болванок. В городе ещё никто не ремонтировал подобную технику, а чел на нём постоянно проводил квн в одном из клубов города. Я с опаской взялся- и починил. Мне стали все завидовать- как это возможно. Вообщем нажил врагов. Да же вспоминать не хотел, но раз тема пошла, то написал.

А сейчас носят цифровые телеприставки- у всех взрываются кондёры, так как стоят на предельно рабочее напряжение.Миниатюрность в ущерб надёжности. Наша техника была надёжнее- по крайней мере был на кондёрах двухкратный запас по напряжению.А сейчас- блин, издевательство.

Позже, если хотите могу выложить фотки со старой работы.

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/138389-o-tehnike/page/3/#findComment-8174039
Поделиться на другие сайты

Давно собирался рассказать для Петровича одну поучительную историю. Даже обещал, кажется. Но с нею, увы, заминка. И не по моей вине.

В общем, в порядке компенсации, решил рассказать один совершенно детский случай из совсем недавнего – вдруг понравится?

 

Детский, да.

Ведь можно было этого не делать. Просто захотелось из каприза.

Можно было тупо заниматься и дальше однообразным ремонтом каждые 2-3 месяца. Тем более что ничего сложного. Открыть мышку (а речь именно о ней), отпаять старый микрик, впаять новый – благо, их ещё с полсотни в упаковке остаётся. И собрать её обратно, даже не проверяя. Настолько всё уже привычно. Вслепую, не глядя покатит.

Но от множества ремонтов мышь, в конце концов, вскоре перестанет собираться – разболтается и рассыплется. Пластик же, да ещё и китайский. Или контактные площадки отвалятся с платы от многократной пайки. И придётся покупать новую.

Это, кстати, было второй возможностью. Мышки нынче настолько дёшевы, что их раз в месяц-полтора покупать вовсе не накладно. Но больно уж привык к этой. Пятикнопочная всё-таки, с очень удобно расположенными (по бокам) кнопками "назад" и "вперёд", которыми с клавиатуры пользоваться лениво, а вот с мышки – в самый раз. К тому же 2 колеса: для ускоренной и для замедленной прокрутки. Оба колёсика бесконтактные (оптические), им сносу не будет, и работают без малейших глюков, пока разве что не набьёшь в мышку полным-полно грязи. Да и к форме корпуса рука уже привыкла.

Одна беда – микрик левой кнопки быстро глючить начинает: то двоит клики, то срабатывает повторно при отпускании. Не критично, конечно. Но иногда надоедает его глюки исправлять.

Ещё можно поискать качественных микриков. С золотыми контактами и пружиной платиноиридиевой. Но хрен ведь его знает, что тебе на самом деле подсунут. Купишь того же дерьма, только в 20 раз дороже – и будешь чувствовать себя полным кретином.

Того же свойства были и сомнения насчёт покупки дорогой мышки с износоустойчивыми кнопкам. Есть такие, вообще-то. С кнопками на основе оптронов "с открытым оптическим каналом" так называемым. Но так я и сам могу. И не платя за это втридорога. К тому же, уж коль на то пошло, так я бы уж тогда предпочёл бы не оптику, а тогда уж с магнитом и датчиком Холла – чтоб и грязи не боялась.

 

Короче говоря, я теперь и сам не знаю, что меня соблазнило вспомнить детство. А только вот решился я это мелкую неприятность забороть на корню. В конце концов, просто стыдно же перед такой ерундой спасовать.

 

Итак, решил подойти к вопросу всерьёз.

Отчего может мышь давать ложные срабатывания? Это элементарно – "сухой контакт" так называемый. Цепь, в которую встроен механический контакт, замыкается им не идеально, как это на схемах рисуют, а это целый процесс, на самом деле. Сначала мы на кнопку давим, но замыкания ещё нет, для этого давление пальца должно преодолеть упругость пружины. Тогда контакт приходит в движение, перемещается в другое положение и только там приходит в соприкосновение со вторым. Но это ещё не замыкание на самом деле. Ток беспрепятственно пойдёт через контакты, когда металл плотно прижат к металлу, но на его поверхности всегда есть какие-нибудь загрязнения, а поверхность далеко не идеальна, она вся в микро дефектах… и всё такое прочее. Короче, замыкание контактов не мгновенно, на него уходит какое-то время, в течение которого у нас будет сопротивление между контактами многократно меняться от 0 до бесконечности, в результате чего сигнал от кнопки вместо мгновенного резкого перехода из одного состояния в другое превращается в целую щётку непредсказуемых импульсов, длящуюся какое-то время.

Частично против этого неприятного явления предназначен (и даже малость помогает) т.н. ММД – "механизм мгновенного действия". То есть конструкивно контакты выполняются так, чтобы при увеличении прилагаемого к кнопке давления её подвижный контакт до поры не реагировал, а потом, по достижении порога срабатывания, резко срывался с места и "мгновенно" перескакивал в замкнутое состояние, где ударялся со скоростью в неподвижный и сразу оказывался с силой к нему прижатым. Такие контакты легко отличить – они срабатывают с характерным щелчком. И при отпускании кнопки тоже щёлкают, поскольку ММД действует и при возврате в исходное состояние, но только в обратном направлении. И, да, такие контакты намного лучше работают.

Но этого всё же недостаточно. Ведь что считается "мгновенно" для механики, для электроники это целая вечность. За те пару миллисекунд, что длится щелчок, средней паршивости компьютер, например, выполнит десяток-другой миллионов операций. Да и проблему саму ММД вовсе не устраняет, он лишь сокращает длительность той "щётки", называемой, кстати по умному – дребезг контактов.

И это действительно дребезг, так и есть. Вот золочёные, например, контакты, помимо того, что на поверхности золота меньше грязи (большинство других металлов на воздухе покрываются ещё и окисными плёнками), ещё и не настолько "сухие" – золото мягкое, его поверхность при соударении с золотом же не так сильно отскакивает от неё, как более упругие металлы. Да золочёные контакты ещё и слегка прилипают друг к другу под давлением. Это всё в сумме делает золото наилучшим покрытием для контактов в маломощных цепях. Но оно дороговато. А потому им покрывали контакты только в советские времена, когда на первом месте стояло надёжность и качество. Сегодня же китайцы озабочены лишь тем, как бы содрать с покупателя деньги ни за что. Им даже выгодно выпускать полнейшее барахло: чем раньше оно сдохнет – тем быстрее покупатель прибежит, принесёт денег за следующее. Такое же быстро-сдыхающее.

А знаете, откуда название "сухой контакт"? Ну, интуитивно это кажется вроде понятным. Но на самом деле были когда-то контакты и мокрые. Без кавычек. Потому что были они действительно мокрыми – смоченными ртутью. Или сплавами галлия, жидкими тоже до довольно низких температур. И такие контакты действительно не дребезжали. Правда, размыкались они с заметной задержкой – пока растянутая капля ртути разорвётся, но изменение сопротивления цепи они обеспечивали очень быстрое (если только не возникали проблемы с искрением) и безо всяких "щёток". Но это, к сожалению, тоже было недёшево, да и оба металла – что ртуть, что галлий – безопасными не назовёшь, больно уж они ядовиты.

В общем, хошь-не-хошь, а бороться с дребезгом приходится иными средствами, теперь уже электронными. Они, собственно, бывают двух типов: схемотехнические и программные. Последние особенно привлекательны, ведь программу достаточно написать один раз – и больше никаких затрат на неё уже не потребуется. Поэтому-то этот способ и используется, ведь всё равно для мышки необходим контроллер: и движения по коврику правильно отслеживать, и с компьютером связь поддерживать. Так отчего б ему же и не производить цифровую фильтрацию сигналов от кнопок? Вот он этим и занимается. И не так уж плохо – новенькие-то мышки не глючат почти. Но – увы, изощрённость китайцев в преднамеренном производстве заведомого барахла – это такая жуткая сила, что против неё никакое программное обеспечение не поможет.

Его можно, конечно, усовершенствовать. но больно уж это хлопотно и затратно. Делать это ради одной мышки – просто абсурд. Вот если б организовывать производство миллионов экземпляров… Впрочем, всё равно никакой гарантии, что китайцы завтра не научатся выпускать микрики ещё гораздо худшего качества.

В общем, остаётся только вариант – влезать в схемотехнику.

Вот, кстати, вспомнилось: когда-то давным-давно, когда мышки были ещё с тяжеленным обрезиненным железным шаром внутри, проблемы с дребезгом контактов не было вообще с ними. А стояли внутри них не микрики (Fig 1), а обыкновенные кнопки с двумя контактами (Fig 2), никакими ММД вовсе не отягощённые. А проблем – не было. А всё из-за схемотехники. Подключались те кнопки ко входу микросхемы контроллера… в качестве которого, между прочим, тогда использовался универсальный однокристальный микропроцессор, обычно серии MCS48, или ему подобный. Вот как раз с него-то можно было б запросто считать программную прошивку, доработать её, прошить заново… но этого делать никогда никому не понадобилось. А всё потому, что там всё было хорошо продумано со схемотехникой. Каждая кнопка там подключалась ко входу через RC цепочку, параметры которой были достаточны, чтоб от любого дребезга избавиться, а неоднозначность логического уровня, вызываемая медленным (относительно) спадом напряжения на разряжающемся через контакты и резистор конденсаторе, устранялась встроенным (как и на всех остальных входах) в микропроцессор триггером Шмидта. Правда, заряд конденсатора до исходного напряжения происходил током от внутреннего источника "тока подтяжки" (Fig 3) (нелинейный элемент, обеспечивающий уровень напряжения "1" на всех никуда не подключенных входах, выдающий вовне схемы ток от источника питания порядка 0.8ma при напряжении на входе выше 2.5v, но снижающий его в 10 раз, при напряжении ниже 1v, что в сумме обеспечивает повышенную экономичность без потери быстродействия), поэтому с момента отпускания кнопки проходило довольно много времени, пока мышка это почувствует, и дабл-клик приходилось делать довольно медленно.

 

С тех пор в мышестроении произошли значительные перемены. Теперь в качестве контроллера используются копеечные упрощённые до упора однокристаллки, исполненные по самой дешёвой технологии, и прошитые раз и навсегда программами, написанными слабоумной школотой, и тестированными абы как. Да, они работоспособны, но, к сожалению, недолго – пока вся электроника мышки годится для работы с ними. А более конкретно – пока все кнопки "молодые" и свежие.

Однако такое приятное излишество, каким является присутствие в микрике лишнего третьего контакта, дарит нам одну такую интересную возможность. Дело в том, что микрики относятся к той разновидности механических переключателей, которые всегда работают что называется "с перелётом". Этот нюанс настолько важен, что позволю себе на нём отдельно остановится.

Бывают, видите ли, два типа переключаемых контактов: с раздельными подвижными контактами, и с единым. Первые, в которых так называемый "тип настройки" может быть любым, нам сейчас не интересны, поскольку микрики относятся ко второму. А у переключателей с единым подвижным контактом тип настройки опренделяется конструкцией и не может, как правило, изменяться никак. Бывает, опять же, тип настройки "с перекрытием". Это такой, в котором подвижный контакт никогда (не считая дребезга, разумеется) не остаётся не соединённым ни с одним из неподвижных. Например, когда необходимо обеспечить постоянное освещение хотя бы одной лампой, а свечение обеих сразу в момент переключения ничему не мешает, тогда нужен именно такой тип настройки. И наоборот, если мы какому-то устройству должны давать то положительное напряжение от источника питания, то отрицательное – было б очень неприятно, если такой переключатель стал бы накоротко замыкать оба вывода источника на тот момент, когда производится само переключение. Для этого нужен, наоборот, тип настройки "с перелётом", то есть такой, при котором сперва полностью разрывается цепь между одним из неподвижных контактов и подвижным, и только потом подвижный контакт будет замкнут со вторым неподвижным.

И вот как раз такой тип настройки применяется во всех микриках, что для нас очень даже удачно.

Почему?

Сейчас объясню.

Во-первых, микрик можно отсоединить от схемы мышки. Разумеется, не выпаивая его с положенного места, а только перерезав идущие к нему дорожки.

Во-вторых, меж точками его прежнего подключения можно вмонтировать электронный ключ. Надо только определиться с полярностью, поскольку для него, в отличие от механического контакта, это, обычно, имеет значение. (Впрочем, при напряжениях до 5v это не особо критично, если, конечно, не использовать в качестве ключа какой-нибудь СВЧ элемент).

Далее можно добавить в схему мышки триггер. Простейший. И позволить ему управлять тем самым электронным ключом.

А теперь подключаем оба неподвижных контакта микрика к триггеру, так чтоб его подвижный контакт переключал этот триггер из одного состояния в другое. (Fig 4)

Что при этом получается?

Пока кнопка не нажата, триггер находится в состоянии, при котором электронный ключ остаётся в непроводящем состоянии. При нажатии кнопки, нормально-замкнутые контакты микрика размыкаются, но триггер по-прежнему сохраняет своё исходное состояние, поэтому дребезг при размыкании никакой роли не играет. Триггер опрокидывается при первом же касании подвижного контакта с нормально-разомкнутым, причём сделает это мгновенно. Мгновенно – по сравнению с механикой, разумеется. Какое-то время ему, конечно, понадобится, но это будут доли микросекунды, что на работу мышки уж никак не сможет повлиять. И столь же быстро откроется электронный ключ, чтоб контроллер понял, что кнопка нажата. Причём и дребезг замыкающихся контактов теперь не имеет никакого значения – триггер всё равно будет удерживать ключ замкнутым. Ведь во время дребезга замкнувшихся контактов, замыкание подвижного контакта с тем, что остался разомкнутым, уже практически невозможно себе представить. И столь же безразлично для модифицированной мышки случайное пропадание проводимости между замкнутыми контактами. Ведь триггер не среагирует даже на разрыв цепи при отпускании кнопки, а вернётся в исходное состояние только при замыкании нормально-замкнутых контактов. И тоже мгновенно, при первом же касании. И тоже не будет обращать внимания на дребезг.

 

Как это осуществить на практике?

Во первых, надо выбрать элементную базу. Разумеется, вся доработка должна целиком помещаться внутри мышки и никак не мешать её правильной работе. Поэтому логично выбрать наиболее компактные элементы. Но тут есть нюансы.

Самым компактным, по идее, был бы триггер в составе интегральной микросхемы, особенно в малогабаритном SMD-корпусе, но для его монтажа потребуется изготовление маленькой печатной платы. Или же придётся проделать воистину ювелирную работу по её распайке проводами. То же относится и к ключу. Вдобавок, в микросхеме триггеров и ключей будет явно избыточное количество, чего нам совершенно не нужно. Особенно, если микросхемы в DIP корпусе, что по объёму получится даже хуже, чем на дискретных элементах. Поэтому я предпочёл использовать простейший триггер из двух транзисторов n-МОП с индуцированным каналом типа КП501, и ключ на таком же (Fig 5). Резисторы самые мелкие, какие были. По 0.06w. Номинал… в принципе не критичен. Единственное, что ограничивает: слишком низкоомные греться будут, слишком высокоомные могут дать чувствительность к наводкам извне. Но если рядом не будет мотора с изношенными щётками, и никто не станет возле самой мышки щёлкать пьезозажигалкой…

Хотя так подумать, от электрощокера всё равно ведь ничто не спасёт, он с полуметра материнку своими помехами убивает :)

Но есть иной аспект – ток через контакты. Большой ток может приводить к их подгоранию. Но здесь таких больших не бывает. А вот небольшой полезен, он контакты от окислов чистит. Так что 2…5mA было бы полезно. Короче говоря, от 1k до 10k любые в лучшем виде, но можно и до 30k.

 

Тут есть ещё один нюанс. Параметры этих транзисторов для данного применения просто идеальны, но…

Но одно дело монтировать их в заводских условиях, а другое "на коленке". Они, видите ли, весьма боятся т.н. "пробоя статическим электричеством". На самом деле, истинная статика – явление довольно редкое. А пробиваются полевики куда чаще сетевым напряжением, попадающим на них или через незаземлённый паяльник, или с незаземлённой техники, включенной в розетку. Взять тот же компьютер – он у Вас точно правильно включен? Шнуром с евровилкой в евророзетку? Напрямую, без переходников и удлинителей? А к евророзетке подведен заземляющий провод? Ох, сомневаюсь.

Короче говоря, если нет возможности обеспечить с гарантией 200% безопасность, лучше сразу отказаться от МОП, и выбрать обычные npn-транзисторы. Только придется каждому из них добавить ещё по резистору в базу (Fig 6). Тоже самых мелких, но с номиналом раз в 15…20 больше, чем нагрузочные.

И ещё можно, вообще-то, всё то же самое соорудить из транзисторной сборки. 198-й серии, например.

 

Ну и последнее. Чтобы не искать по справочникам и не заниматься прозвонкой. Контакты у микрика, если кто не в курсе пока, расположены так:

– посредине нормально-разомкнутый неподвижный

– подвижный с того края, ближе к которому находится кнопка микрика

– а с противоположного края находится неподвижный нормально-замкнутый.

 

picture.php?albumid=7459&pictureid=125240

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/138389-o-tehnike/page/3/#findComment-8274924
Поделиться на другие сайты

Почитал. Много интересного узнал. Спасибо.А мне до сих пор носят кинескопные телики в ремонт и просят настроить тв цифровую приставку.
Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/138389-o-tehnike/page/3/#findComment-8274969
Поделиться на другие сайты

Спасибо Вам, Петрович!

Спасибо за понимание. А то я так боялся: вдруг зря стараюсь?…

Нет!!! В Вас ошибиться я не мог! Никак не мог.

Ещё раз – спасибо!

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/138389-o-tehnike/page/3/#findComment-8274971
Поделиться на другие сайты

Так, к слову....Был сегодня по ходу работы в пустом помещении бывшей студии телевидения. Охватила ностальгия по тем временам. А прошло то каких то 6 с небольшим лет- а сейчас делали ремонт пола и один из сотрудников провалился сквозь линолиум на панель перекрытия. Рабочих- бракоделов заставили за свой счёт переделывать...

 

Я то же мышки ремонтировал- застал ещё время, когда они были с шариком.

Этот шарик постоянно пылился и начинал плохо крутиться, приходилось часто протирать его спиртом. Вторая проблема быда в передаточном механизме. который передавал вращение от него на специальные оптопары, между которыми крутилась колёсико с прорезями управляемое с шарика. Этот шарик со временем набивал пылью просвет и мышка становилась тормознутой - курсор на рабочем столе двигался в каком- то или обеих направлениях рывками. Приходилось разбирать и чистить.Я их в то время, когда работал на старой работе , часто чистил- приносили почти каждый день по нескольку штук. Вот так.

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/138389-o-tehnike/page/3/#findComment-8275068
Поделиться на другие сайты

Да, знакомая болезнь.

Как-то мышь попалась – вообще неремонтопригодная – барышня умудрилась в неё столько грязи намотать, что шарик заклинило намертво. А когда ей кто-то помочь пытался, вытаскивая шарик, умудрились сломать крепление одного из валов (тех самых, что с колёсиком в оптопаре). Пластмасса, клеить бесполезно, продержится дня три, не больше.

 

А с чуть более современными часто попадались с отказавшим колёсиком. Ну, когда датчик на колёсике механический, не так обидно – отработал, сколько мог, и хватит. Разве что поджать малость плоскогубцами, чтоб ещё хоть месяц поработало. А вот когда от жирных пальцев резинка силиконовая пропитается салом, да начинает тупо скользить по колёсику, не вращая его… Бр-р-р

Ну, промоешь его уайт-спиритом, ну высушишь хорошенько – мышка, считай, неделю разобранная валяется. Объясняешь-объясняешь, что надо только чистыми сухими руками… А оно всё, оказывается, не от грязи вовсе, а от крема для рук. Тут уж барышню переубеждать бесполезно – ради мышки ни одна крем не сменит…

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/138389-o-tehnike/page/3/#findComment-8275072
Поделиться на другие сайты

Так ведь все просто - наносить крем, надеваешь перчатки -и вперёд.
Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/138389-o-tehnike/page/3/#findComment-8275088
Поделиться на другие сайты

Ну, я с большим трудом представляю себе, кто это сядет за комп в перчатках.

И на кой мазать руки кремом, чтоб потом они прели вспотевшие под резиной.

А как в перчатке с мышкой бороться – это ж постоянно будет резина в каждую щель попадать, всё время её будет прищемлять что-нибудь. Да и в колёсико будет затягивать.

А главное, если жир со временем просачивается сквозь 3мм силикона "покрышки" на колёсике, очень поможет против него 0.2мм латекса?

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/138389-o-tehnike/page/3/#findComment-8275114
Поделиться на другие сайты

Какой резиной? Хлопковые перчатки. Никогда о таких не слышали?
Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/138389-o-tehnike/page/3/#findComment-8275121
Поделиться на другие сайты

Ах, хлопковые…

Да, это многое решает.

Только и хлопковые, как мне кажется, всё равно будет на колёсико наматывать.

Да ещё и с пластика соскальзывать станут обязательно.

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/138389-o-tehnike/page/3/#findComment-8275122
Поделиться на другие сайты

У меня был случай на старой работе- на 9 мая попросило руководство вывести в холл 1 этажа на монитор поздравительную открытку. Я нашёл подходящую, запустил установку "бегаущего луча" и вывел в холл на 1 этаже. Проверил- всё норм. Где то через час бежит начальник и говорит- почему у тебя дырка на экране посередине изображения. Как дырка- сказал я и включил контрольный монитор. Прямо по середине , на флаге появилось тёмное пятно. Ну, думаю, попало чтото на оптику или прилипло к открытке. В коридор вывел "матрац", достал открытку- на ней ничего нет. Попробовал продуть. Включил по новой- опять пятно- на том же месте. Ну блин- засада. Срочно включил станционарную камеру . софит и через неё вывел эту открытку. Разбераться решил после праздника. Через пару дней разобрал установку, снял кассетницу для открыток, оптику и добрался до кинескопа. На нём, прямо по центру отвалился кусочек люминофора, он и давал это злополучное пятно. На замену с настройкой ушло 2 дня- морока ещё та.
Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/138389-o-tehnike/page/3/#findComment-8275145
Поделиться на другие сайты

@Петрович про кассеты
Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/138389-o-tehnike/page/3/#findComment-8277500
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы публикуете как гость. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...