Перейти к содержанию
Форум на Кинопоиске

Доктор Мабузе, игрок / Dr. Mabuse, der Spieler (1922)

Рекомендуемые сообщения

Название: Доктор Мабузе - игрок

Оригинальное название: Dr. Mabuse, der Spieler

Год выхода: 1922

Жанр: триллер / экспрессионизм

Режиссер: Фриц Ланг

В ролях: Рудольф Клайн-Рогге /Rudolf Klein-Rogge/, Альфред Абель /Alfred Abel/, Ауд Эгеде Ниссен /Aud Egede Nissen/, Гертруда Велькер /Gertrude Welcker/, Бернхард Гетцке /Bernhard Goetzke/, Пауль Рихтер /Paul Richter/

О фильме:

Героем картины является демонический сверхчеловек, гла-варь банды фальшивомонетчиков. Постоянно меняя свой облик, он предстает на экране то матросом, то банкиром, то психиатром, то гра-фом. Это позволяет ему путать сле-ды и водить за нос полицию. При-емы гипноза, которыми он умело пользуется, помогают ему прибрать к рукам богатство других людей и почувствовать себя истинным вла-стелином мира.

Популярной в немецком *************ионизме теме тирании Фриц Ланг придал броскую форму. В яркой эк-спрессионистской манере были вы-полнены декорации. В них преоб-ладали сексуальные символы, как бы подчеркивая власть темных сил над рацио, интеллектом. Столь же изобретательно Ланг пользовался иг-рой света и тени. С ее помощью со-здавалась атмосфера страха, напря-жения и угрозы. Особенно сильное впечатление производил снятый с наезда план, в котором лицо Мабу-зе расширялось до размеров экрана, пугая зрителей.

1218690617_knvnhakdgp.jpg.fc9b22bce5cff7a15c500441daba1ca5.jpg

Dm019-small.jpg.3b45fc8d6d8f671f98d08ae8377aa502.jpg

Dm106-small.jpg.48d81125bfcc72cbe36c794cbbc167b0.jpg

Dm207-small.jpg.5bf480aa3f2490ac7e6df83f5a3be917.jpg

DM360-small.jpg.d532137b3b4e38de06723c1e3d802fef.jpg

Изменено 15.12.2008 09:15 пользователем Billy Elliot
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Герой смутного времени

 

«Господин доктор, как Вы относитесь к экспрессионизму?» (с)

 

Мрачные настроения, захлестнувшие Германию после проигранной первой мировой войны, точнее других сумел уловить великий немецкий режиссер Фриц Ланг. Его фильм «Доктор Мабузе, гений игры», названный самим Лангом «документом о сегодняшнем дне», был снят в самый депрессивный период в истории Веймарской республики, когда безработица и нищета низов контрастировала с падением нравов и извращенной жаждой наслаждений высших слоев общества. В картине появляется образ тирана, использующего всеобщий хаос и обманом и силой подчиняющего себе окружающих. Был ли Ланг гениальным провидцем, за 11 лет до известных событий предсказавшим переход власти к диктатору, неизвестно. Зато известно, что фильм стал одним из этапных для немецкого и всего мирового кинематографа.

 

С самого первого эпизода, блестяще снятого в стиле документальной хроники, мы погружаемся в атмосферу отлаженного механизма преступлений. Вот гений карточной игры и махинаций, доктор Мабузе, тасуя колоду, выбирает образ, в который намерен воплотиться сегодня. Вот он же, с неумолимо тикающими в руках часами, руководит похищением международного контракта и организует панику на бирже. Его истинное лицо скрыто от правосудия, его преступные операции просчитаны до мелочей. Подчиняя Случай и Время, которые в фильме символизируют карты и часы, Мабузе осуществляет свои коварные планы, и помешать ему может лишь невероятное стечение обстоятельств.

 

Четко структурированное действие, каждым следующим актом описывающее очередное злодеяние доктора, увлекает так, что от экрана сложно оторваться. Завороженные центральной сюжетной линией — противостоянием доктора Мабузе и прокурора полиции, целеустремленного, тактичного и проницательного герра фон Венка, на фоне карточных столов, роскошных отелей, бесчисленных подпольных клубов и даже полицейского управления, мы не сразу замечаем, что блестящий криминальный сюжет является только вершиной айсберга. Главное же в фильме — подробно описанная Лангом хаотичная картина Веймарской республики с ее социальными контрастами, коррупцией, биржевыми спекуляциями, опиумным весельем и коллективным падением в пропасть. Жертвы Мабузе, все эти декадентсвующие представители высшего света, усталые от своей никчемной жизни и равнодушно наблюдающие за тем, как рушатся судьбы других, все они являются его невольными пособниками, провоцируя новые преступления.

 

Проведя детальный анализ современного ему немецкого социума, Ланг выносит приговор: общество в таком виде обречено порождать монстров типа Мабузе, тиранов, использующих всеобщую пассивность.

 

Формально являясь одним из представителей немецкого экспрессионизма, тем не менее, этот шедевр Ланга во многом уникален, и особенно интересно сравнить его с вышедшим двумя годами ранее «Кабинетом доктора Калигари» Роберта Вине, режиссировать который, кстати, начал Ланг, но затем отказался в пользу другой работы.

 

В обеих картинах использованы гиперболизированные декорации с рисованными тенями и ломаными линиями, погружающие зрителя в намеренно сюрреалистичное пространство. Сюжетное сходство «Мабузе» и «Калигари» также видно невооруженным взглядом: в обоих фильмах главный злодей воздействует на сознание своих жертв посредством гипноза и манипулирует ими для достижения своих преступных целей.

 

На этом сходство заканчивается: в отличие от полубезумного, редко выползающего из своей норы в свет Калигари перед нами гораздо более опасный и разноплановый преступник, подчиняющий своей власти не только несчастного сомнамбулу, но и всех, с кем непосредственно контактирует, ибо высшим наслаждением для Мабузе является манипуляция людскими судьбами, — единственная игра, которая не надоест ему никогда. Намного более реалистичная, масштабная, с подробно прописанными психологическими портретами главных героев, картина Ланга стала одним из первых настоящих криминальных триллеров и прообразом жанра нуар, причем и здесь «Доктор Мабузе» не уступит многим признанным шедеврам.

 

Для всех лучших фильмов Ланга немецкого периода характерна безупречная точность в построении кадра и действия. Но именно в «Докторе Мабузе» впервые по-настоящему проявился его блестящий фирменный стиль — двойственное сочетание экспрессионизма и реализма, масштабности постановки и отточенных до мелочей эпизодов. Многие визуальные находки, например, пристальный взгляд Мабузе и быстро увеличивающееся до размера экрана лицо — впечатляют и сегодня, а сама картина стала источником киноцитирования, как для самого Ланга в его более поздних и совершенных работах, таких как «Метрополис» и «М», так и для многих других режиссеров.

 

9.5/10

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вероятно, если не первый, то один из первых триллеров. Снятая по газетному роману, картина, не смотря на внушительный хронометраж и отсутствие звука (исключая музыкальный аккомпанемент), представляет собой довольно увлекательное зрелище. Сюжет - нагромождение невероятных приключений, сваленных в одну кучу и головоломных интриг. Доктор Мабузе - гений игры, король махинаций, новоявленный профессор Мориарти, поставивший себя выше законов общества, без конца борется со своим антагонистом - шефом полиции ( сильно уступающему Шерлоку Холмсу по гениальности))), попутно наподобие Протея без конца преображаясь. Я попыталась представить себе, какова должна быть численность населения города (только мужчин), если вычесть постоянно переодевающегося и перегримирующегося героя, мелькающего то тут, то там. Рискну предположить, что вдвое меньше, чем с Мабузе, развившим столь бурную деятельность. Не обошлось и без любовной линии (специально для дам, полагаю): роковой страсти к красавице-аристократке, для обладания которой Мабузе пускает в ход методы злодейские, но с неким налетом романтичности. Игра актеров экспрессионистская. Декорации решены без вычурности. Если бы ещё и заговорили персонажи, то моему счастью просто не было бы предела. Изменено 19.12.2012 18:31 пользователем makara
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Слушайте, я ведь не ошибся, герой великого и ужасного доктора Мабузе символизирует собой не менее великую и ужасную Германскую Империю? Все вроде сходится. :)

Кино вызывает сильно смешанные чувства. Главный герой, являющий собой что-то среднее между Мориарти и Люпеном, не обладает столь уж блистательным умом первого или же обаянием и шармом второго. Персонаж это мрачный, не вызывающий особой симпатии. Хотя, если уж начистоту, её в сей картине у меня не вызвал никто. Такая уж атмосфера. Фильм, кстати говоря, смотрелся немного трудновато из-за чересчур уж динамичного монтажа, иногда не услеживал за перипетиями сюжетными, пару раз перематывать назад приходилось :)

С оценкой тоже сложновато. По ощущениям — твердая семерка, но есть нюанс — кино совершенно не смотрится, как сделанное в начале 20-ых. Чесслово, если бы озвучить персонажей, подумал бы что это фильма из Голливуда 50-60-ых. Поэтому доплюсовал.

7.5/10

Игра актеров экспрессионистская.

Я не спец, но если имелось в виду, что игра чересчур выразительна, то полностью согласиться не могу. Скорее это распространяется лишь на протагониста, да женщин. Остальные ребята играют в меру сдержанно. Видел у Ланга только «Метрополис», вот там выразительность фонтанирует, да.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не спец, но если имелось в виду, что игра чересчур выразительна, то полностью согласиться не могу. Скорее это распространяется лишь на протагониста, да женщин. Остальные ребята играют в меру сдержанно. Видел у Ланга только «Метрополис», вот там выразительность фонтанирует, да.
Чересчур выразительная игра? Нет, я просто хотела сказать, что игра актеров в русле экспрессионистической традиции: несколько аффектированная, но в данном случае на мой взгляд никакого"чересчур" нет. Вот в "Метрополисе" действительно аффектация просто зашкаливает.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это идеальный кинематограф периода молчания, я считаю Фриц Ланг добился поразительного эффекта, сравнимого с коляской из Потемкина. До появления звука, в мире движущихся фотографий - это идеальный пример чистого исскуства - таким должно быть кино. Именно из-за таких вот мастеров, и их труда, Германия являлась передовиком кинопроизводства шедевров в 20-30 г. Рекомендую всем и каждому, кому интересно качественное кино.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сильнейшая картина, не на один раз - я пересмотрю обязательно. Также отсмотрены вторая и третья часть, но уже не такие ощущения...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Квартира где тусовался этот мистификатор с своей карикатурной свитой сразу навеяла что то знакомое. И когда их братия отправилась в варьете показывать мистические фокусы, всё встало на свои места. Прибавьте мелочи типа фальшивых банкнот, ускользающих от преследования и меняющих внешность злодеев, фемме фатале и т.д, закончите штурмом полицией этой нехорошей квартиры и вот готовая фабула для одного писателя любящего ходить по кино. Чем не первая книга по мотивам фильма.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...