Перейти к содержанию
Форум на Кинопоиске

Иллюзионист (Illusionist, De)

Рекомендуемые сообщения

c27015d1dc42.jpg

Год: 1984

Страна: Нидерланды

Режиссер: Йос Стеллинг

Сценарий: Freek de Jonge, Йос Стеллинг

Продюсер: Йос Стеллинг

Оператор: Тео ван де Санде

Композитор: Willem Breuker

Жанр: комедия

Премьера (мир): 11 сентября 1984

Время: 90 мин

Синопсис:

Этот фильм трудно пересказать, т. к. в нем и действительность, и выдумка, мечта и иллюзия — все перемешалось удивительным образом, переходя из одного в другое. Картина идет под аккомпанемент музыки и звуков. В самом начале фильма человек смотрит в замочную скважину из приоткрытого шкафа. Все, что последует дальше, происходит в воображении этого человека. Прихотливая последовательность событий ставит в центре фильма двух братьев. Нереализованные амбиции, потерянная молодость, неминуемая операция на мозге, одержимый суицидом отец, богатый дедушка — вот ингредиенты этого полного юмора фильма.

Мнение:

Тут по идее должно быть мое мнение, но его нет. =). Поэтому мне бы хотелось услышать мнение тех, кто смотрел и есть, что сказать по сабжу.

Могу только сказать, что те кто соберется смотреть, не видя до этого фильмов режиссера Стеллинга (как я н-р), могут сильно удивится:

-реакция первые минут 10 – недоумение и мысль "когда же наконец начнут разговаривать"

-реакция вторые минут 10 – к недоумению, прибавлятся смех.

-реакция вторые минут 10 – смех из серии "черный" или "истерический", так только тогда понимимаешь, что разговаривать не начнут никогда, а главное - примешиваться иррациональный страх.

Вот в этих границах: "страх-черный смех-удивление-недоумение" и лежит имхо эмоциональный диапазон "Иллюзиониста" и никакая это не комедия, и по впечатлению - ближе к драме, хотя на моментах когда за главным героем гонялась крыса - я давно так не смеялась.=)

Вообще простотр дался мне не легко - у меня какой то иррациональный страх перед фильмами на такие темы вообще, а тут еще такое воплощение... Было очень жутко. Вообще впечатление очень сильное, хотя пока не знаю какое... Потом может напишу развернутое мнение, но пока фильм свои 10/10 заслужил, хотя немного не мое... Режиссер заинтересовал.:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У такого Кина всего одна запись??

Публикую свой старый отзыв с КП.

Буду рад обсудить этот замечательный фильм.

 

***

 

Так получилось, что фильм удалось посмотреть только после таких признанных шедевров, как «Стрелочник» и «Летучий голландец», так что стали неизбежны сравнения и параллели.

 

Да, много схожего. Все та же пронизывающая музыкальная тема, наиболее полно затем раскрытая в «Голландце», все те же лица, словно сошедшие с картин великих голландских художников Иеронима Босха и Питера Брейгеля, дорога и деревенский автобус, увозящий главного героя, да и актеры — те же.

 

В центре сюрреалистичного действия — обычная деревенская семья из пяти человек: отец, мать, дед и два брата, все с различными степенями отклонений от легкой формы слабоумия до тяжелой прогрессирующей болезни мозга. Живут они себе тихо-мирно, идиотствуют в меру своего развития.

Пасторальную идиллию сельского быта нарушает заезжий фокусник-иллюзионист, настолько впечатливший семью, что старший воспалился идеей овладеть этим искусством сам, а младшего пришлось срочно увозить в психиатрическую лечебницу, благо, болезнь не дремлет.

 

Надо отметить, что действие частично происходит в реальном времени, а частично — в фантазиях и иллюзиях одного из братьев, так что все это весьма причудливо перемешивается. Что ж, сюр есть сюр, и в постановке Стеллинга просмотр и осознание смысла всего действия, — а зрителю дано домыслить самому большую часть того, что происходит на экране, — доставляют колоссальное удовольствие.

 

Старший брат, недолго думая, срывается в город, одержимый идеей пробиться в мастера колдовского искусства и заодно, спасти младшего брата, из психиатрической клиники, где всем подряд выполняют лоботомию — вырезают опухоль мозга, существующую или мнимую.

 

Сцены в клинике, на мой взгляд, являются ключевыми в фильме.

 

Так показать людей, у которых уже как будто удалена часть мозга, а вместе с ней, очевидно, чувства сострадания, сопереживания, чувства юмора наконец — браво, Стеллинг! И еще неизвестно, кто является более нормальным — братья, пребывающие в мире своих грез и мечт, не разучившиеся, что называется, летать, или все остальные люди с атрофированными человеческими качествами… Как и во всех фильмах Стеллинга, нормальность окружающего мира предстает на самом деле ненормальностью, что подтверждает и страшный, на самом деле, финал.

 

Фильму можно было бы поставить высшую оценку, поскольку и замысел и исполнение великолепны, но есть еще более восхитительные, шедевральные «Летучий голландец» и «Стрелочник», поэтому — 9 или скорее 9, 5 баллов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Прошел короче год и в теме ответили. =) За этот год фильм по кусочкам уложился в моем мозгу - все-таки очень клевый. На самом то деле это такая вариация "пролетая над гнездом кукушки", как если бы режиссер снимал "по мотивам" и понимал книгу не буквально, как это сделал Форман, а метафорически. Изменила оценку на с 9 на 10. Суперски.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Прошел короче год и в теме ответили. =)
А что Вы хотели? Не все знают имя Йоса Стеллинга. А уж смотрело его народу ещё меньше. Он непростой режиссер.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что Вы хотели? Не все знают имя Йоса Стеллинга. А уж смотрело его народу ещё меньше. Он непростой режиссер.
Не-не, я нечего не хотела, я наоборот порадовалась.=) Ну да, непростой и своеобразный - мне вон тоже понадобился год, что бы все режущие ощущения ушли и фильм устаканился.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Movie addict,

У меня "Иллюзионист" был четвертым фильмом Стеллинга, который я посмотрел, поэтому я уже примерно знал, чего ожидать.

Фильмы Стеллинга очень жестоки, но с другой стороны, милы и провинциальны.

А тот волшебный сюр, который показан в "Иллюзионисте", не забывается никогда.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про Стеллинга трудно что-то толково написать, потому что он сам творит в пространстве, где слова еще не придумали, или за ненадобностью уже забыли. Он более чем понятен на уровне брюшины, но когда мы начинаем выжимать из него дидактику, получается шняга, то есть мы пытаемся делить его персонажей на психов и нормальных, наделяем уродов человеческими качествами, а людей загоняем в пространство мертворожденных, при полном отсутствии самого этого деления и, вообще, самой темы у автора. При этом Стеллинг может рассказать мне, конкретно, все, что мне нужно о себе знать, опуская то, что не нужно. И если в «Стрелочнике» разговор идет о взаимоотношениях полов, как метафизических единиц, то есть на уровне самец - самка и самец+самка, то «Иллюзионист» - это обретение социального опыта индивидом, органически отторгающим цивилизованность, это, безусловно, в нашей терминологии однозначно свидетельствует о психическом отклонении, на самом деле есть неумение имитировать себя, как достижение цивилизации. То есть о клинике речь не идет, разговор идет о человеке, который в нашем понимании им как бы еще не стал, или перестал им уже быть, но независимо от наших соображений человеком является, и в этом контексте автор, высвечивая одного героя, не ставит никаких диагнозов остальному человечеству, т. е. его персонаж статистичен, просто вывернут. Впрочем, здесь начинается чистая терминология, но я сразу сказал, что словами говорить о Стеллинге невозможно, говоря о нем, нужно говорить на его языке, то бишь, получается, молчать и набивать опилками тряпичную крысу.

На самом то деле это такая вариация "пролетая над гнездом кукушки", как если бы режиссер снимал "по мотивам" и понимал книгу не буквально, как это сделал Форман, а метафорически.

 

Я это не читал, но если Movie addict так говорит, значит так оно и есть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

честно признаться, ниче не поняла, но зато теперь знаю, у кого черпали вдохновение Каро и Жене 8) где там пациенты, а где - дохтура, мне лично нифига не ясно, там все кругом сумасшедшие, по-моему, даже сонные мухи, и не стала бы я интерпретировать фильм через книгу Кизи - сдается мне, так любую киношку про лоботомию можно описать как "подавление свободы, мысли и фантазии", а мне кажеца, в Иллюзионисте это не главное, слишком просто. Я, например, не уверена, что один брат олицетворяет собой плохое, а второй - подавленное, равно как и обратно. Единственное могу сказать точно: мозг он во время его переваривания съедает точно, то есть, как ни иронично, не я препарирую кино, пытаясь разложить его по полочкам во время просмотра и после него, а оно меня, поэтому я лучше буду молчать, хехе, и получать удовольствие. 8)

 

очень здорово, иногда даже чересчур.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне у Стеллинга больше понравился более традиционный по стилю "Летучий голландец" - "Иллюзионист", если честно, загрузил. :) Но, по крайней мере, после "Голландца" я окончательно убедился, что это большой режиссер.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не могу сказать, что фильм легкий, понятный и не оставил загадок после просмотра. К тому же не ожидала, что он окажется без слов. Интересное полотно, в первую очередь, с точки зрения воплощения идеи. У больших художников свои причуды. Вот и Йос Стеллинг решил поговорить со зрителем с помощью звуков и мелодий, света и цветовой палитры, актерской мимики и затейливо придуманного мира.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В самом начале фильма человек смотрит в замочную скважину из приоткрытого шкафа. Все, что последует дальше, происходит в воображении этого человека.

 

Пожалуй, да, но при просмотре чувствуешь себя этим человеком. Стеллинг - мастер бессловесного кино, невербализованных мыслей и образов. Тут нам никто ничего не собирается объяснять, персонажам позволено жить своей жизнью, совершать не всегда понятные и мотивированные поступки. В случае со Стеллингом вообще не приходится говорить о правильном-неправильном понимании фильма, но у меня было так. У этого режиссёра смотрю и люблю всё - щемящий, тонкий и трагический апофеоз разобщённости "Ни поездов,ни самолётов", "Душку" с Маковецким - недооценённую, на мой взгляд,притчу о совести и даже путаный псевдоготический "Элкерлик". А "Иллюзионист" - да, один из лучших его фильмов. Только вот я бы не стал говорить о каком бы то ни было варианте "гнезда кукушки" или чего-либо ещё. Стеллинг -в чистом виде одиночка, не имеющий, как кажется, ни учителей, ни учеников.

Изменено 13.11.2011 12:01 пользователем Floid
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только вот я бы не стал говорить о каком бы то ни было варианте "гнезда кукушки" или чего-либо ещё.Стеллинг -в чистом виде одиночка,не имеющий,как кажется,ни учителей,ни учеников.
Да не обращайте вы внимания на склонный к попсе мозг топикстартера. =)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Фильм без слов. Причём это не кажется искусственным, как в некоторых других подобных случаях.

 

Замечательная музыка! "Я не люблю говорящие головы в фильмах. Кино ближе к музыке, чем к литературе, потому что если книги апеллируют к разуму, то музыка обращается к сердцу. Интеллект, ум уже не столь важны. И кинозритель, и кинорежиссер, воспринимая и создавая фильм, должны идти от сердца. Диалоги всегда рассудочны. Мозг врёт, сердце не обманывает никогда" (Й. Стеллинг).

 

Впрочем, остальные все обычные компоненты фильма также на высоте.

 

Фильм-сновидение. То есть, можно так понять, что всё действие происходит в сознании героя - одного из братьев-придурков (романтика, зачарованного цирковыми фокусами).

 

Местами смешно, местами пронзительно.

 

Нет, это не моё кино - правополушарное и слишком, пожалуй, трагичное, несмотря на внешнюю лёгкость. А вот брат мой раз шесть смотрел его.

 

Есть влияние Босха и Брейгеля, "Восьми с половиной", есть отсылка к "Blow up" (знаменитому финалу)...

 

Абсолютно элитарное кино. И странно, что этот необычный фильм пользовался успехом в конце 80-ых у советских зрителей ещё на VXC :frown:

 

Может быть, лучший фильм Стеллинга.

9,5 из 10.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Фильм красивый, полный абсурда и фантасмагории.

Много смешных деталей, необычных ракурсов.

Доставило зеркало, в котором отражалось то, чего не было в реальности,

«развертывание» ранее скрытого, аллюзия на Blow-Up,

братья с первазивными нарушениями, да и вся семейка недоумков.

Только вот на самолетике с надписью F-2 их шесть.....

 

ilusionisttb1.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Семейка недоумков? Аллюзии на "Гнездо кукушки"? Все это без слов?

ОК, буду смотреть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Классический арт-хаус" как он есть. Не скажу, что "нефига не понятно", в целом все ясно, что хотел сказать автор (хотя наверняка ясно далеко не все далеко не до конца), согласна, что это весьма оригинально (в том числе озадачили временные перетекания героев из своего мира условного "ретро" в наш "условно реальный" мир), наверное даже уникально, местами очаровательно и очень забавно и безусловно трагично, но через какое-то время концентрация абсурда и символизма начинает утомлять (разумеется я только о себе). Не жалею, что посмотрела, но фильм как-то "скользнул поверху", не оставив какого-то исключительно сильного восторга или неприятия.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Задолбал коронавирус, один негатив повсюду, почти год уже. Успела обрести новое хобби)), правда также успела понять, что разорюсь на нём очень скоро, поэтому решила взяться за старое)). Буду смотреть потихоньку то, что когда-то хотела, но не досмотрела.

 

Иллюзионист шёл первым, и я забыла, что Стеллинг молчун! :unsure:

После фильма не было ощущения, что я поняла всё, что автор имел сказать, но в целом ощущение приятное.

Это такое олдскульное кино, не только по цветовой гамме и манере съёмок, но и по затрагиваемым проблемам. Которые, кажется, наш "дивный" грядущий новый мировой порядок вычитает.

Скоро не будет ни Человеков, ни их думок, одна сплошная лоботомия. И обретать тоже уже ничего не нужно будет, увы.

«Иллюзионист» - это обретение социального опыта индивидом, органически отторгающим цивилизованность, это, безусловно, в нашей терминологии однозначно свидетельствует о психическом отклонении, на самом деле есть неумение имитировать себя, как достижение цивилизации. То есть о клинике речь не идет, разговор идет о человеке, который в нашем понимании им как бы еще не стал, или перестал им уже быть, но независимо от наших соображений человеком является, и в этом контексте автор, высвечивая одного героя, не ставит никаких диагнозов остальному человечеству, т. е. его персонаж статистичен, просто вывернут. Впрочем, здесь начинается чистая терминология, но я сразу сказал, что словами говорить о Стеллинге невозможно, говоря о нем, нужно говорить на его языке, то бишь, получается, молчать и набивать опилками тряпичную крысу.
:) какой же Вы всё-таки классный)

 

Самый запомнившийся кусок - с момента в автобусе, когда герой делится с соседкой фотками, а потом она с гробом высаживается, а угорающие пасторы сваливают с кладбища, и автобус проезжает как бы автокатастрофу, но, кажется, это просто снимается кино, и женщина в голландском нац.костюме, стоящая у разбитого авто, перемещается на билборд, который дорисовывают "маляры", и мне очень хочется узнать, что они собираются написать после "God is l", где l - это начало нового слова :redface:

 

(скрины потом заброшу)

 

Это не комедия. Есть забавные моменты, но, в целом, грустнота, конечно.

Из реально приятных моментов - два кадра, намеренно превращённые в фото - когда мама героя (и отец) улыбается.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Какие-то люди и мыши(

 

На 25 минуте стало страшно, грустно и интересно. До этого воспринималось как мелькание сюр-кадров.

 

Очаровательно!

Изменено 28.11.2020 09:42 пользователем rasty
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...