Перейти к содержанию
Форум на Кинопоиске

Отечественные фильмы с переодеванием 1909 - 1920 гг.

Лучший отечественный фильм с переодеванием 1909-1920 гг.  

1 пользователь проголосовал

  1. 1. Лучший отечественный фильм с переодеванием 1909-1920 гг.

    • Вий (1909)
      0
    • Как они женихались или Три любви в мешках (1909)
      0
    • Курьер ее величества (1910)
      0
    • Воцарение дома Романовых (1913)
      0
    • Домик в Коломне (1913)
      1
    • Трагедия с брюками (1913)
      0
    • Бамбуковое положение (1914)
      0
    • Снегурочка (1914)
      0
    • Сорванец (1914)
      0
    • Злой мальчик (1915)
      0
    • Карьера Боба (1915)
      0
    • Первая любовь (1915)
      0
    • Портрет Дориана Грея (1915)
      0
    • Аршин Мал Алан (1916)
      0
    • В дамском белье (1916)
      0
    • На что способен мужчина (1916)
      0
    • Подвиг рядового н-ского полка девицы Лизаветы Башкировой (1916)
      0
    • Приключение Лины в Сочи (1916)
      0
    • Роковой талант (1916)
      0
    • Что бывает с мужчиной (1916)
      0
    • Другой фильм (в комментариях).
      0


Рекомендуемые сообщения

Необходимое предуведомление.

После премьеры в августе этого года фильма Марюса Вайсберга «Бабушка легкого поведения» только ленивые кинокритики не упомянули в рецензиях профильные классические комедии: «В джазе только девушки» (1959), «Здравствуйте, я ваша тетя!» (1975), «Тутси» (1982), ну, и еще, пожалуй, «Миссис Даутфайр» (1993).

Тот же стандартный набор совсем недавно муссировался и три при выходе предолимпийских «В спорте только девушек» (2014).

Спору нет, перечисленные фильмы весьма заслуженно вспоминаются, когда требуется привести образцовый пример комедий с гендерным перевоплощением. Но неужели ничего другого не снимали?

Не будем касаться зарубежного кинематографа – там такие дикие табуны самых разных кинокартин, что в одиночку их не перелопатить, даже если забыть про еду и сон. Давайте попытаемся разобраться хотя бы с милым сердцу родным отечеством.

По большому счету, «Здравствуйте, я ваша тетя!», видимо, действительно, ЕДИНСТВЕННЫЙ советский художественный фильм, весь сюжет которого крутится вокруг перевоплощения главного героя-МУЖЧИНЫ в женщину – поэтому он, собственно, и вошел в разряд культовых. А кинокартин, где в основе сюжета – ЖЕНСКОЕ перевоплощение в СССР вышло куда больше: «Остров сокровищ» (1937) с Клавдией Пугачевой в роли Дженни/Джима, «Слуга двух господ» (1953) и «Труффальдино из Бергамо» (1976) с Ириной Ефремовой и Валентиной Кособуцкой в роли Беатриче/Федерико Распони, «Двенадцатая ночь» (1955 и 1978) с Кларой Лучко и Мариной Неёловой – Виола/Цезарио, «Годы молодые» (1958) со Светланой Живанковой – Наташа/Лёсик, «Майя из Цхнети» (1959) с Лейлой Абашидзе – Майя/Мате и так далее по списку, на вершине которого вполне заслуженно разместилась легендарная рязановская «Гусарская баллада» (1964) с Ларисой Голубкиной – Шурочка/корнет Азаров.

Причины подобного дисбаланса в соотношении мужских/женских советских drag movies заслуживают отдельного обстоятельного разговора, но надо уточнить, что фильмов с такими «мужскими» ЭПИЗОДИЧЕСКИМИ моментами была прорва – к примеру, те же «Джентельмены удачи»(1970) с нетленным диалогом: «…А меня Федя – Ну и дура!»

За три года перманентных поисков автор данного опуса насчитал более пятисот отечественных кино- и телефильмов, сериалов, телеспектаклей и мюзиклов, где актеры играли роли иного пола или переодевались по ходу сюжета. Довольно приличное количество, чтобы не сводить все наше, так называемое, «транс-кино» к одной только калягинской Донне Розе, не правда ли?

Кстати, пожалуй, стоит немного коснуться вопроса терминологии. Мы не зря ранее воткнули в текст англоязычное определение «drag movies». Дело в том, что на русском языке подобного емкого термина для фильмов такого рода просто нет. По крайней мере, нам он не попадался.

«Кино с кросс-гендерным переодеванием» - слишком длинно.

«Транс-фильмы» - звучит несколько, пардон, с непотребным уклоном.

«Травести – жанр»? Ну, травести – это, прежде всего, театральное амплуа актрис, играющих детей. Натягивать его еще и на габаритных киношных мужиков в платьях приходится не от хорошей жизни – как же их назвать иначе? Вот отечественные клубно-этрадные drag-queen извернулись и перекрестили себя «травести-дивами» - и теперь всякому понятно, о чем речь. Может, для киноактеров, замеченных в гендерных метаморфозах, по той же аналогии и для увековечения титовского шедевра, ввести определение «травести – тётки»?

Отсутствие общеупотребительных терминов в рассматриваемом жанре вынуждает использовать в разговоре о нем по мере возможности, к месту и не к месту, все вышеперечисленные, а также изобретать новые доморощенные.

Ведь, углубляясь в тему, кроме того следует, вероятно, отделять упомянутые выше фильмы с переодеванием в основе сценария от фильмов с эпизодическим переодеванием? Отсюда новое весьма многозначное в других областях определение для первых «transaction», которое в приложении к нашему кино обернется лихим «транс-экшеном».

Также, видимо, следует развести актеров, изначально играющих женские роли (классические примеры: Георгий Милляр – Баба-Яга в многочисленных киносказках и Олег Табаков - мисс Эндрю в «Мэри Поппинс, до свидания!», 1983) и актеров в нормальных мужских ролях, переодевающихся женщинами, в отличие от первых, по ходу сюжета, как говорится, прямо «в кадре» (Михаил Водяной – Попандопуло, ставший крестьянкой в «Свадьбе в Малиновке» 1967 года, и Андрей Миронов – жулик Козодоев/мамаша с младенцем в «Бриллиантовой руке», 1968). Может, именовать их «ролевиками» и «кадровиками»? Не совсем привычно, но постоянно развернуто расписывать такие уточнения – тоже весьма муторное дело.

Как видим, «транс-кино» (гм…) – особый и весьма неоднозначный подраздел киноискусства, который явно заслуживает выделения его в отдельную дисциплину для глубокого изучения в самых разных аспектах.

Утраченное наследие предков.

С вашего разрешения, углубимся в историю и попытаемся, разумеется, в меру сил и возможности, рассмотреть стартовый период отечественного «кино с переодеваниями» - начало XX века до 1917 года.

Из дореволюционных фильмов подобного рода навскидку на ум приходит лишь экранизация пушкинского «Домика в Коломне» (1913) с незабвенным Иваном Васильевичем Мозжухиным в роли гвардейского офицера, из романтических побуждений модифицировавшегося в кухарку Маврушу. Действительно, фильм выдающийся – благодаря таланту главного героя, новаторской режиссуре (едва ли не впервые применены крупные планы) и еще потому... что он сохранился. Из более двух тысяч снятых в царской России картин до нас дошло не более трех сотен.

Так что вспоминать больше особо и нечего – мы просто не знаем эти фильмы. Приходится обращаться к справочной литературе, которой хоть и не много, но с развитием интернета, до неё, по крайней мере, теперь можно добраться.

Разумеется, первым делом берем в руки монументально-фундаментальный раритет настоящего подвижника историографии отечественного кино Вениамина Вишневского «Художественные фильмы дореволюционной России» (Фильмографическое описание) 1945 года издания, на пятой странице которого в предисловии сам автор недвусмысленно благословляет нас на подвижнический поиск: «Составитель надеется, что теоретики и исследователи воспользуются материалами справочника как исходным методическим пособием, для того чтобы создать подлинно научную историю русской кинематографии…»

Пролистываем 1907 и 1908 младенческие годы этой самой русской кинематографии, и уже на 8-й странице справочника в разделе «1909 год» застреваем на фильме под 18-м порядковым номером:

«ВИЙ.

Драма, 295 м. Бр. Пате (Моск. отд.). Вып. 14/ХI 1909.

Сцен. и реж. В. Гончаров. Опер. Ж. Мейер.

Актеры: Дальская (панночка), Платонов (Хома Брут), И. Лангфельд (ведьма).

Экранизация «старинного малороссийского предания по Н. В. Гоголю»; сцены из одноименной повести Н. В. Гоголя».

Тут же возникает закономерный вопрос: что это еще за ведьма «И.Лангфельд»? Мужчина или женщина? К сожалению, многие киношные фамилии рассматриваемого фолианта не склоняются и, поэтому, сходу определить пол актера несколько затруднительно. Как писали классики Ильф и Петров в своём бессмертном романе: «…Всё Айсберги, Вайсберги, Айзенберги, всякие там Рабиновичи…» К счастью, тот же «Кинопоиск» любезно поясняет нам, что в фильмографии этого своеобразного «поручика Киже» имеется еще и роль «токарь Белкин», значит, И.Лангфельд - актер-мужчина!

Таким образом, определена дата рождения отечественного «кино с переодеваниями» - 14 ноября 1909 года! Кроме того, обнаружен родоначальник весьма солидного клана различной транскинонечисти (самый известный представитель которой – «всесоюзная Баба-Яга» Георгий Милляр) и непосредственный предшественник ведьмы/Николая Кутузова из советского «Вия» (1967).

А следующий фильм (кстати, не упомянутый у Вишневского) мы находим уже у киноведа Владимира Миславского в его справочнике "Фактографическая история кино в Украине. 1896 - 1930". Боевик "Как они женихались или Три любви в мешках" снят в том же 1909 году, но премьера его состоялась на два месяца позже «Вия» - в январе следующего года. Все четыре роли в фильме (в том числе одну женскую – Солоху) сыграл актер Александр Алексеенко. По аналогии сразу вспоминается комедия «Эти разные, разные, разные лица» (1971), где неувядающий Игорь Ильинский по-стахановски взял на себя все 23 чеховских персонажа фильма, в том числе и невозмутимую гувернантку Уильку Чарльзовну Тфайс.

Кстати, отметим, что оба первых найденных «транс-фильма» - экранизации гоголевских произведений.

А третий по счету не занесен ни в один из справочников. Как говорил незабвенный Володя Шарапов в заключительной серии "Места встречи изменить нельзя": "Всех документов - одна бумажка". И эта бумажка – 30-я страница мемуаров «Великий немой» выдающегося кинооператора Луи Форестье. Читаем:

«Для моей первой работы был намечен сценарий из эпохи Екатерины II. При выборе руководствовались типичным русским колоритом, костюмами и тем, что известная актриса согласилась играть роль императрицы. Сюжет «Курьера её величества», заимствованный из «Капитанской дочки» Пушкина, состоял в том, что девушка из дворянской семьи переодевалась в костюм курьера и в таком виде добиралась до Екатерины II. Вручив депешу, она открывала свое настоящее имя и упрашивала императрицу простить её жениха, попавшего в опалу. Фильм был снят целиком на натуре, в парке одного из подмосковных дворцов…»

Все. Кроме самого Форестье никто нигде об этом фильме не упоминает. То, что мы не в курсе, что за «известная актриса согласилась играть роль императрицы» - это полбеды. Самое неприятное, что мы не знаем имя другой, сыгравшей ту самую Машу Миронову, которая переоделась курьером. Таким образом, личность первой отечественной «кино-травести» для нас пока тайна за семью печатями.

Пролистываем еще пару лет и оказываемся в 1913 году. О чардынинском «Домике в Коломне» мы уже упоминали. Ухаживания от небритой кухарки там принимала девица Параша – актриса Софья Гославская. Так вот, в эпопее «Воцарение дома Романовых» того же года выпуска ей досталась роль стартового монарха в династии – юного царя Михаила! Софья Евгеньевна – первая ласточка в когорте всевозможных девоподобных царственных отроков в экранизациях «Маленьких принцев», «Принцев и нищих», «Королей Матиушей» и т.п.

Кстати, этот фильм отмечен в авторитетном каталоге сохранившихся фильмов «Великий Кинемо», то есть, имеется возможность лицезреть Софью/Михаила «живьем»! Но в сети его днем с огнем не сыщешь – попадаются лишь отдельные кадры. Еще один нюанс – данный ханжонковский официоз часто путают с подобным же фильмом Дранкова/Талдыкина "Трехсотлетие царствования дома Романовых" (1913), а там Михаилом оказался ещё молодой и красивый великий Михаил Чехов.

Еще одно творение Дранкова/Талдыкина 1913 года – фильм «Трагедия с брюками» зафиксирован в справочнике Вишневского под №363 и сопровождается разгромной характеристикой: «Грубый и бездарный фарс». Казалось бы, ничего примечательного. Но Рудольф Славский в своих «Воспоминаниях о старой русской кинокомедии» пишет:

«...С дядей Пудом, участником комических фильмов то и дело случались какие-то потешные курьезы, со всех сторон на него сыпались тумаки, он все время на что-то натыкался, куда-то проваливался, одним словом - тридцать три несчастья.

В забавной картине "Трагедия с брюками" все началось, казалось бы, вполне безоблачно. Толстяк прогуливался по аллеям парка, а когда утомился, присел на только что выкрашенную скамью, Ну и, сами понимаете, на брюках отпечатались зеленые полосы. Вот те раз! Не пойдешь же по улицам в таком виде. Придется простирнуть вещь. А вот и пруд поблизости. Пока брюки сохли на солнышке, незадачливый тюфяк устроился подремать на травке. А когда под вечер собрался домой, то оказалось: одеться-то и не во что - брюки кто-то упер. Впрочем, жулики далеко уйти не могли. Он их, вот увидите, быстренько сцапает.

Растрепанный, несуразный дядя Пуд носился по парку в безуспешных попытках найти похитителей.

Олух царя небесного не придумал ничего лучшего, как раздеть на темной аллее первого встречного мужчину. Разумеется, не без отчаянного сопротивления со стороны раздеваемого. Как бы то ни было, но трофей у него в руках. Все бы хорошо, да вот беда - брюки оказались не по размеру. Снял со второго - не подошли, снял с третьего - и эти не по фигуре. Ну что ты будешь делать!

И все же, выход из затруднительного положения нашелся: дядя Пуд направился домой в... женской юбке. Однако и оглянуться не успел, как попал в руки полиции».

Нужно заметить, что дядя Пуд – это постоянный персонаж бывшего знаменитого циркового борца Всеволода Авдеева. А вот такое «случайное» вынужденное переодевание тоже стало весьма распространенным сюжетом. От непредвиденного отсутствия иной одежды, например, министр Кривелло (Константин Злобин) прикрывал наготу пеньюаром придворной дамы Двуличе в «Новых похождениях Кота в сапогах» (1958), конторский работник Василь Васильевич (Аркадий Райкин) использовал жакет и туфли своей супруги в 1-й серии телефильма «Люди и манекены» (1974), а капитан Картузов/Пшолты (Виктор Бычков) – юбку саамки Анни в рогожкинской «Кукушке» (2002) и т.п.

(продолжение ниже)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

(обещанное продолжение)

 

1914 год дал нам следующий улов: очередной несохранившийся фарс «Бамбуковое положение» с Дорой Читориной в роли Вити, сына княгини, сказка «Снегурочка», в которой игрец не рожке Лель – некто Н. Семенова и ханжонковский «Сорванец», на котором стоит остановиться подробнее.

Каталог «Великий Кинемо» (фильм сохранился частично, в интернете не обнаружен) приводит следующую выдержку из киношного журнала столетней давности:

"...Вдруг, накануне свадьбы, художник получает от родителей письмо с просьбой немедленно приехать, так как для него уже подыскана невеста и старики непременно хотят видеть его женатым. Делать нечего. Надо ехать. Анатолий уговаривает Любочку повременить, надеясь в скором времени отделаться от непрошеной невесты. Но Любочке не терпится и, переодевшись в костюм их общего друга-моряка, она вместе с последним является в доме родителей жениха. Все в восторге от интересного молодого человека, в особенности же невеста Анатолия, за которой импровизированный юноша настойчиво ухаживает. И когда Анатолий и отец невесты находят их в саду в объятиях друг у друга, папаша требует, чтобы молодой человек женился на его дочери. Делать нечего: Любочке приходится согласиться. Все разъясняется лишь после того, как пришедшие купаться дамы находят на берегу своего любимца в женском купальном костюме. Охи, ахи, слезы невесты и самый благополучный финал: родители благословляют своего Анатолия на брак с милым «сорванцом»-Любочкой."

И знаете, кто оказался этим моряком-Любочкой? Прима-балерина императорских театров… ну почему сразу Матильда Кшесинская? Совсем наоборот - Вера Каралли. Тоже весьма известная дама – сделала аборт от тенора Леонида Собинова, была любовницей великого князя Дмитрия Павловича и принимала непосредственное участие в убийстве Гришки Распутина. Самый известный пример дальнейшего развития «женско/моряцкой» темы нашего кино – Ирина Лавринова в роли Веры Береговой, выдающей себя за курсанта мореходки («Девушка и море», 1981).

В 1915 году обнаружено уже четыре фильма интересующего нас жанра.

Некто «Бауэр 2-я» (была еще и первая, мы её тоже коснемся) в чеховской экранизации «Злого мальчика» сыграла Кольку, брата Анны, а в комедийной миниатюре «Первая любовь» - безымянного мальчика.

В экранизации О.Уайльда «Портрет Дориана Грея», режиссером которого и исполнителем одной из ролей был сам Всеволод Мейерхольд, этого самого Дориана сыграла актриса Варвара Янова, в дальнейшем эмигрировавшая во Францию и ставшая Барбарой.

А аннотацию В.Вишневского к следующему фильму, пожалуй, снова приведем полностью:

«739. КАРЬЕРА БОБА.

Фарс-кинобуффонада. 3 ч., 800 м. Контора «Кинолента». Вып. 14/IV 1915.

Сцен. и реж. Б. Крамской. Актеры: Б. Крамской (Боб, юноша, потерявший место), И. Таланов (директор Т/Д «Агафон Крутоносов», принимающий на службу исключительно хорошеньких девушек), Е. Ивинская (секретарша Фифи).

Порнографический фарс переодеванием».

Вот этот всеми забытый и никому сейчас неизвестный Боб/Б.Крамской (сценарист, режиссер и главный герой фильма) задолго до всяких импортных «Тутси» снял, видимо, первую отечественную (за остальной мир не поручимся) комедию, в которой мужчина в поисках заработка вынужден выдавать себя за женщину, а неблагодарные потомки заклеймили её «порнографическим фарсом». Самый известный российский аналог новейших времен – двухсерийный телефильм «Люби меня» (2005) с Павлом Деревянко в роли художника Шурика, оказавшегося домработницей Марой.

1916 год побил все рекорды по количеству фильмов – их было снято более пятисот! Нас пока заинтересовали, как минимум, семь из них.

Прежде всего, это первая азербайджанская комедия «Аршин Мал Алан», где главные женские роли Гюльчохры и Гюльджахан достались местным горячим парням Ахмедбеку Бадалбейли и Юнису Нариманову.

Очередной, теперь уже «рядовой» (так у Вишневского) фарс с переодеванием «В дамском белье», где в главной роли оказался некто А.Сорин.

А вот и нечто новое – драма "Подвиг рядового н-ского полка девицы Лизаветы Башкировой". Это прямая предшественница всем известной «Гусарской баллады» и еще десятка картин, где патриотично настроенные девицы мужественно прячут свои косы/груди, дабы под видом лихого вояки положить жизнь на алтарь защиты отечества. К сожалению, актриса, отличившаяся в этом фильме нам неизвестна, а в реальности, действительно, существовала такая девица Кира Башкирова, воевавшая под именем Николая Попова. В 1-ю мировую она заслужила солдатского «Георгия», во 2-ю, уже как медик – медаль «За оборону Заполярья».

А теперь небольшое лирическое отступление. Представьте себя живущим сто лет назад и работающим, к примеру… ну, мелким чиновником управления земледелия и землеустройства. И вот как-то случайно вы угодили на концерт несравненной Айседоры Дункан и, естественно, заболели балетом. Что станете делать? Просиживать вечера на всех представлениях подряд? Преследовать назойливыми ухаживаниями молоденьких балерин? Писать восторженные отзывы в тогдашние многочисленные средства массовой информации?..

А самому облачиться в балетную пачку и встать к станку, чтобы до седьмого пота отрабатывать батманы и менажи, забросив к черту семью и службу, невесту и свадьбу, вам в голову не пришло? Именно так поступил Николай Федорович Барабанов. В итоге, после случайных выступлений на любительской сцене, он стал звездой кабаре-театра «Кривое зеркало» (не Петросян!) и снялся в главной роли в двух боевиках: комедии «На что способен мужчина» и криминальной драме «Роковой талант», где в обоих случаях играл самого себя – юношу, выдающего себя за ученицу Пяткину в первом случае и за прима-балерину во втором.

Дальнейшая судьба этого кумира дореволюционного Петербурга оказалась весьма извилистой: красные агитбригады, переход к белым, эмиграция, Париж, амнистия, Ульяновск и смерть в ленинградском Доме ветеранов сцены на 96-м году жизни.

Любителям немого кинематографа, конечно же, хорошо известен выдающийся режиссер Евгений Францевич Бауэр, который снимал свою супругу в комедиях под именем Лина Бауэр (та самая Бауэр 1-я), а в драмах – Эмма Бауэр.

Их фильм "Приключение Лины в Сочи" (№ 1326) непреклонный моралист Вен.Вишневский безапелляционно характеризует, как «растянутый и тяжеловесный фарс». К счастью, фильм сохранился (в открытом доступе лишь совершенно незначительная пара минут), поэтому он зафиксирован и в «Великом Кинемо» (№ 205). Там в более развернутой рецензии отмечено: «Здесь есть и растянутость и грубоватый юмор - эпизод с городовым, переодетым в женское платье». Ага, уже интересно! Что за городовой? Зачем он переодевается?

И тут нам в руки попадает интереснейшая книженция Р. Соболева "Люди и фильмы русского дореволюционного кино" (1961), в которой на 159-й странице черным по белому написано:

«Лина Бауэр… исполняет в фильме роль барыньки, симулирующей нервное расстройство и на этом основании уезжающей от мужа в Сочи. Там её преследует фатоватый «граф», от ухаживаний которого она избавляется с помощью весьма наивных уловок, вроде переодевания в мужской костюм… И Лина Бауэр живо и легко бегает, капризничает, переодевается в мундир казака…»

Вот где собака зарыта! Оказывается, инициатором переодевания стала героиня Лины Бауэр, а безымянный городовой (или казак), вероятно, лишившись мундира, просто воспользовался оставленным ему дамским нарядом.

Здесь мы впервые встречаемся с «взаимным переодеванием», при котором разнополые персонажи фильма по каким-либо причинам обмениваются одеждой. Таких примеров в нашем кинематографе тоже хватает: «Крепкий орешек» 1967 года (лейтенант Грозных/Виталий Соломин стал старухой, а боец Раиса Орешкина/Надежда Румянцева – деревенским подростком), «Внимание, черепаха!» 1970 года (обменялись одеждой в больничном саду школьники Вова Васильев/Алексей Ершов и Таня Самохина/Галина Буданова), «Тигры на льду» 1971 года (кросс-гендерную подмену совершили брат/сестра Зина и Игнат Климовы/обе роли – Юлия Корнева) и т.д.

Ну и наконец, последний обнаруженный нами фильм 1916 года - "Что бывает с мужчиной", где в роль юноши Птичкина сыграл Николай Римский (тоже будущий эмигрант). Вишневский в своем справочнике, как всегда, категоричен: "Грубый фарс; приключения героя, переодевшегося в женский костюм, чтобы скрыться от кредиторов. В Петрограде картина была запрещена".

А ведь, по сути, по сюжету это та же самая «Бабушка легкого поведения»! А вы – «Тутси»…

Другое дело, что сто лет назад фильм запретили. А мы смотрим. Да еще и вместе с пресловутой «Матильдой», где, как говорят люди её посмотревшие, имеется сцена с казаками, исполняющими танец «маленьких лебедей» в балетных пачках. И казаков и «балерунов» мы уже касались выше по тексту, значит, подобное антре - не просто результат буйной фантазии авторов фильма, а насущное веяние тогдашнего времени.

Разумеется, мы обнаружили далеко не все отечественные фильмы с полоролевым переодеванием того периода. Определенный интерес вызывают еще картины с названиями «Пансионерки-сорванцы», «Акушерка с усами», «Федот, а не Марья или Любовь на кухне», «Третий пол», «Мужественная девушка, женственный мужчина», «Рино – парикмахерша», «Невеста – сорванец», «Венера в цилиндре» и некоторые другие. Но конкретных доказательств наличия фактической «трансформации» в них актеров мы пока не имеем: сами фильмы не сохранились, подтверждений в прессе нет…

Впрочем, и два десятка фильмов уже позволяют сделать некоторые выводы:

В 11 из них переодевались актеры-мужчины, в 10 – актрисы, в 1 («Лина в Сочи») – и те и другие.

«Ролевых» (ну, помните - тех, фильмов, где актер изначально играет роль другого пола) – 9 штук, причем с актерами в женских ролях – 3 с актрисами в мужских – 6; «кадровых» (с переодеванием по сценарию прямо на экране) – 11 фильмов, из них с переодевающимися актерами – 8, с актрисами – 4.

В 18 фильмах имело место сольное переодевание. В одном («Аршин Мал Алан») – парное (два актера в женских ролях) и еще в одном – взаимное (ну, уже упоминавшиеся сочинские городовой с отдыхающей Линой).

 

Конечно, несколько несерьезно помещать в список голосования несохранившиеся киноленты, но критерии выбора не ограничены рамками «лучший из просмотренных». Можно выбрать лучший на ваш взгляд фильм по сюжету, по популярности задействованных в нем актеров, или по творческому вкладу, который, как вам кажется, данный фильм внес (или не внес) в отечественную кинематографию. Ну, в таком вот аспекте.

 

А если Вам известен какой либо отечественный фильм с кросс-гендерным переодеванием того периода, не упомянутый в списке - не сочтите за труд, отметьтесь в комментариях: восстановление славных исторических страниц прошлого - если и не слишком священный долг, то, по крайней мере, весьма увлекательный процесс.)))

Изменено 29.10.2017 14:18 пользователем estersand
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рискну предложить Ивана Грозного Сергея Эйзенштейна. Хотя вы о нем ,наверняка, знаете. И фильм уже более позднего периода.

Знаменитая сцена с Федором Басмановым.

 

Иван_Грозный_1-я_часть-15.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рискну предложить Ивана Грозного Сергея Эйзенштейна.

Спасибо. Очень не хватает так и не снятой 3-й серии "Ивана Грозного", где королевой Елизаветой оказался сам Михаил Ильич Ромм.

 

jJrCzIY4N2Y.jpg

 

А второй подобный Басманов (Сергей Бездушный) обнаружился еще и во 2-й серии фильма "Гроза над Русью" (1992).

 

UgR8Iof-OZ4.jpg

 

Кстати, в упомянутом выше справочнике Вишневского приводятся данные, как минимум, на 16 фильмов об Иване Грозном, снятых в период 1909-1919 гг. Фигурировал ли и там Федор Алексеевич в девичьем сарафане - пока неизвестно.)))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо. Очень не хватает так и не снятой 3-й серии "Ивана Грозного", где королевой Елизаветой оказался сам Михаил Ильич Ромм.

 

jJrCzIY4N2Y.jpg

 

Любопытная информация. Чем-то Милляра напоминает в роли Бабы-Яги)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чем-то Милляра напоминает в роли Бабы-Яги)

Вероятно, "мужиковатостью".)))

. . .

Несколько иллюстраций к некоторым перечисленным выше фильмам для более конкретной их визуализации:

Александр Алексеенко/Солоха - "Как они женихались, или Три любви в мешках" (1909).

 

p3FVwkiIChk.jpg

 

"Воцарение дома Романовых" (1913). В роли царя Михаила Федоровича - Софья Гославская (слева).

 

7usgEiSXG40.jpg

 

Ну, тут есть подпись:

 

5TOwGkzzSqo.jpg

 

Вера Каралли в матросском костюме. 1914 г. Вероятно, кадр из фильма "Сорванец".

 

-ID4vRfRUnI.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще несколько иллюстраций к вышеупомянутым фильмам.

 

В экранизации О.Уайльда «Портрет Дориана Грея», режиссером которой и исполнителем одной из ролей был сам Всеволод Мейерхольд, этого самого Дориана сыграла актриса Варвара Янова, в дальнейшем эмигрировавшая во Францию и ставшая Барбарой.

Кадр из фильма. В.Янова и Вс.Мейерхольд.

 

qP-ajYbgreE.jpg

 

...первая азербайджанская комедия «Аршин Мал Алан», где главные женские роли Гюльчохры и Гюльджахан достались местным горячим парням Ахмедбеку Бадалбейли и Юнису Нариманову.

Ахмедбек Бадалбейли (Агдамский) в роли Лейли.

Опера "Лейли и Меджнун" (191? год).

 

KZ_Cjylh-TE.jpg

 

Николай Федорович Барабанов... после случайных выступлений на любительской сцене, он стал звездой кабаре-театра «Кривое зеркало» и снялся в главной роли в двух боевиках: комедии «На что способен мужчина» и криминальной драме «Роковой талант», где в обоих случаях играл самого себя – юношу, выдающего себя за ученицу Пяткину в первом случае и за прима-балерину во втором.

Фото из коллекции искусствоведа Ольги Хорошиловой.

"Петербургский женский имперсонатор в образе Матильды Кшесинской. Начало 1910-х годов".

Есть все основания полагать, что это снимок Николая Барабанова (Икара), про которого писали: "...Его слава имитатора балерин и танцовщиц императорских театров рьяно и резко взметнулась над театральным Петербургом. Немедленно появились еще артисты, пытавшиеся копировать его, но затмить Икара не мог никто."

 

yR_J3UBCrc0.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вероятно, "мужиковатостью".)))

. . .

Несколько иллюстраций к некоторым перечисленным выше фильмам для более конкретной их визуализации:

Александр Алексеенко/Солоха - "Как они женихались, или Три любви в мешках" (1909).

 

p3FVwkiIChk.jpg

 

"Воцарение дома Романовых" (1913). В роли царя Михаила Федоровича - Софья Гославская (слева).

 

7usgEiSXG40.jpg

 

Ну, тут есть подпись:

 

5TOwGkzzSqo.jpg

 

Вера Каралли в матросском костюме. 1914 г. Вероятно, кадр из фильма "Сорванец".

 

-ID4vRfRUnI.jpg

 

 

А из какой книги скан со "Снегурочкой"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...