Перейти к содержанию
Форум на Кинопоиске

Сжигатель трупов (Spalovac mrtvol)

Рекомендуемые сообщения

logo.png IMDb%252520-%252520Logo.png

Год: 1968

Страна: Чехословакия

cfjmuqx646hl0kgq5ao3rpgtl.jpg

Режиссер:

Юрай Герц

picture.php?albumid=6817&pictureid=120235

Сценарий: Ладислав Фукс

Оператор: Станислав Милота

Композитор: Зденек Лишка

Художник: Збынек Глох

Жанр: триллер, драма

Премьера (мир): 14 марта 1969

Премьера (РФ): -

Время: - 95 мин. / 01:35

В главной роли:

Рудольф Грушинский

picture.php?albumid=6817&pictureid=120237

Сюжет:

Герой фильма, хозяин крематория, женат на еврейке и имеет двоих детей. Дело имеет неплохой доход и семья кажется прочной и преуспевающей. Герой являет себя как нежный муж и внимательный отец. Но тут в Чехии воцаряется нацизм, он пожалуй прибавляет работы крематорию, но зато и выдвигает свои требования. Бедный герой рад засвидетельствовать фашистам свою преданность, но как быть с членами его семьи, принадлежащими отнюдь не к арийской нации? Спрятать своих близких от грозящей опасности — вот долг, который владеет сердцем героя. Но какое убежище для них будет самым надежным….

Мнение:

Непревзойденный шедевр и лучший фильм Юрая Герца, снятый под влиянием эпохи немецкого экспрессионизма. Очень холодный, очень страшный и насквозь больной.

Изменено 09.09.2016 21:05 пользователем Elena-P
Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/100877-szhigatel-trupov-spalovac-mrtvol/
Поделиться на другие сайты

Какая тема! Жаль только, что она вряд ли будет сильно оживлённой - слишком уж кино... своеобразное. Ну и ладно, а я выскажусь, тем более и повод есть: 4 сентября Юраю Герцу исполнилось 82 года.

 

Психологи уверяют, будто для долголетия и активности необходимо сохранять "позитивный" настрой, оптимизм и "светлый, добрый" взгляд на мир. Какое там! Знаю массу мрачнейших режиссёров и творцов, не только доживших до преклонных лет, но и продолжавших творить в старости. Юрай Герц - из их числа, я бы даже назвала его "певцом смерти", смерти в многообразии образов: и сказочных, и размытых, растворённых в почти реалистическом "мутном течении жизни", а в одном из его поздних киноэкспериментов персонифицированная Смерть расхаживала буквально - в виде хабалки по типу ПТУшницы, вырывая из мира живых попадавшихся ей на пути бедолаг посредством актов совокупления. Иногда режиссёр и сам играл маленькие зловещие роли, благо "фактура" позволяла. В общем, у кого-то все песни о любви, а у кого-то - о смерти, и Герц из этих, вторых, а о любви тоже есть, но не столь вдохновенно.

 

Строго говоря, "Сжигатель трупов" - не самый мой любимый фильм Герца, но объективно он гораздо сильнее любимого и в своё время потряс воображение, я считаю его лучшим в творчестве режиссёра, просто его трудно любить. Его можно уважать или даже бояться, но любовь - слишком тёплое чувство для столь льдисто-безжалостного кино, согласна со всеми, отметившими его холодность.

 

Это кино - встряска для нервов, особенно если сильны стереотипы о чешском кинематографе как милом, уютном с чудаковатыми, но такими трогательными "Швейками", "под дурака" одурачивающими систему. Ведь чехи - балагуры и выдумщики, как мы знаем по фильмам Иржи Менцеля. Ба! А кто это нервно курит в "Сжигателе" и бросает из-под очков "загнанные" взгляды, снабжённый музыкальной фамилией Дворжак? (Свой Штраус там тоже есть, как и юмор, например, выражающийся в радушно-гостеприимном предложении дочери сыграть гостям "Песнь об умерших детях" Малера или "поживее" - Danse Macabre Сен-Санса. У жены тоже музыкальное имя - Лакме - ещё один привет французам с индийскими мотивами - всё, как любит персонаж. К слову, в фильме так много речи и музыки, что для меня он почти музыкальный.) Он, Менцель, собственной персоной, и это - не единственная его роль у Герца, хотя самая "скрипка и немножко нервно", я бы сказала.

 

Ну а главную партию, собственно, сжигателя ведёт гран-актёр Чехословакии/Чехии, канонический Швейк, разумеется (практически национальный образ-символ, не пустяки какие) Рудольф Грушинский (так и хочется добавить: "Встречайте, дамы господа!") - ведёт так, что меня при каждом просмотре выстуживает, а от его вкрадчиво-обволакивающего "драга" я вздрагиваю. Жуть! Страшно представить, на что способен "маленький человек", почувствовавший свою значимость в "большой Истории". Кажется, один из "ловец душ" победившего (хвала небесам - временно) режима ужаснулся и залепетал про переутомление, когда увлекшийся масштабом замыслов крематор начал разворачивать перед ним картину избавления посредством печей сотен, нет, тысяч страдающих от оков и маеты этого мира: считанные минуты - и вот она, возможность "освобождения", перерождения (он же ещё и типа буддист с любимой книгой о Тибете) - вперёд, к счастью в ином качестве, практически.

 

И крышу отнесло явно не внезапно. Предпосылки обозначены и в зоопарке, влекущем клеткой леопарда, у которой состоялось знакомство с "драгой" (весьма удачное, надо сказать, ибо мама хотя и была еврейкой, оставила значительное состояние, подфартило "маленькому человеку" "жениться на деньгах"), и в музее восковых фигур по типу "театра преступлений" (там упоминается голубоглазый человек с монтировкой; для "людей с крепкими нервами" хозяин льстиво предлагает бонус - полюбоваться на последствия заразных болезней - чумы, сифилиса), и неотступным видением загадочной женщины в чёрном, впрочем, как и прочими "неотпускающими", вроде похотливой парочки или другой пары - постарше с впечатлительной женой...

 

Собственно, весь фильм с искажением перспектив и пространственными "перетеканиями" больше похож на фиксацию болезни, помрачения рассудка, чем кино как зрелище. Но как бы ни было неприятно видеть эту болезнь в сабже, фабрики смерти и истребление людей миллионами в реальной Истории ещё страшнее. Та же болезнь, только коллективная и по-настоящему. Фильм же поражает меня не жёсткостью, а отсутствием попытки самооправдания (протекторат, заставили и так далее, как это обычно бывает) - это сильно. И встречается редко - и в кино, и в обычной жизни.

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/100877-szhigatel-trupov-spalovac-mrtvol/#findComment-5065033
Поделиться на другие сайты

Всё, качаю, смотрю.
Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/100877-szhigatel-trupov-spalovac-mrtvol/#findComment-5065277
Поделиться на другие сайты

Это моя гнетущая жуткость номер один, наверное, среди фильмов. Нет, ну есть всякие творения типа м-убийца с отсутствием шума улицы, которые с маниакальным упорством шепчат "это жутко, жутко". Фиг вам, вот Сжигатель трупов - это жутко. И не из-за вариаций на тему воспитай в себе фюрера, и не столько в кафке дело, а потому что атмосфера гнетет и под плинтус забивает кувалдой.

 

Крайне болезненная картина, ледянащая насквозь, которая начиналась как история о маленьком человеке в кафкианском антураже, а закончилась то ли густой эффузией крови, то ли ответом на вопрос чего хотят новообращенные арийцы - образ арийца, крови арийца или абстракций посредством арийца. Визуальный образ патологии, поистине каноничен - герой - опрятный, в меру упитанный, благоустроенный, при костюмчике, манерный крематор, жена - еврейка, зато у шлюх востребованный. Дети - низшая кровь. Будущий Прах. Degeneratum Salutem. Финал - как догма, настолько ожидаемый, что только подчеркивает, эту тихую клинику. Творческая фрустрация - для рамки.

 

Запомнились эпизодические звуки, образы, герои - безутешная вдова, блудливая парочка на кладбище, холодные отзвуки крематория,

жалостливый кадиш-шалем и здорово пронесенная Грушинским эволюция безумия, переходящая то в Великую Абстракцию («ОН был Поэтическим Гением и Гуманистом»), то в умозрительное «самопросветление». И образ будды - яркий символ.

Изменено 14.09.2016 09:08 пользователем Bergolmo
Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/100877-szhigatel-trupov-spalovac-mrtvol/#findComment-5066632
Поделиться на другие сайты

Для меня это фильм о фашизме, о сущности нацизма, идеологии Третьего рейха. Акцент сделан на мистическую составляющую, где фашизм был нацелен на создание нового человека, без страданий. О чем не раз говорится устами главного героя фильма. Радость жизни, и, если это необходимо - радость смерти. Фашистская мистика- чистая вера в фашизм. Для фашистов, самое важное - не жить долго, а жить деятельно. Гитлер строил рай на земле. Тысячелетний рейх, царство всеобщей красоты и гармонии, с сакральным центром мира и храмом для обожествленной нации.

 

Здесь посредством противоположности режиссер показывает этот рай, видящийся глазами главного героя, который на самом деле является адом. Поэтому и помещает зрителя в адовую атмосферу крематория. И не только крематория, а еще и адовую атмосферу сознания главного героя фильма. Показано постепенное патологическое отклонение в его индивидуальном сознании. Воля к власти перекликается с концепцией о сверхчеловеке, где в финале сжигатель видит себя богом.

Это моя гнетущая жуткость номер один, наверное, среди фильмов.

Да фильм гнетущий. Но лично мне во время просмотра вспомнился другой, который для меня оказался более гнетущим чем сабж, это Человек которого не было,(черно-белый) такой абсурдный, бессмысленный ад от Коэнов.

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/100877-szhigatel-trupov-spalovac-mrtvol/#findComment-5233766
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...