Перейти к содержанию

Безумие (Sílení)

Рекомендуемые сообщения

Франция, XIX век. Молодого человека Жана Берло преследуют кошмары, в которых его отправляют в сумасшедший дом. Возвращаясь с похорон матери, юноша знакомится с Маркизом, который приглашает его провести ночь в замке.

Там Берло становится свидетелем богохульной оргии и «терапевтических» похорон. Он пытается бежать, но Маркиз настаивает на том, что хочет помочь гостю преодолеть страхи, и ведет его в сюрреалистический сумасшедший дом, где пациенты пользуются полной свободой, а медицинский персонал сидит за решеткой.

Великий чешский аниматор положил в основу своей сюрреалистической фантазии рассказ Эдгара По «Преждевременные похороны», изрядно нашпиговав его отсылками к Маркизу де Саду — в первую очередь, к его трактовке телесности.

Шванкмайер о фильме:

Дамы и господа, фильм, который вы сейчас увидите - фильм ужаса, со всем упадничеством, присущим этому жанру. Это не произведение искусства. Сегодня искусство почти мертво, его заменило некое рекламное отображение лица Нарцисса в зеркале воды. Можно воспринимать этот фильм как посвящение Эдгару По, у которого я позаимствовал некоторые мотивы, и Mаркизу Де Саду, которому этот фильм обязан богохульством и всеми ниспровергающими идеями. В сущности, фильм предлагает идеологическую дискуссию о том, как управлять сумасшедшим домом. В принципе, существует два способа это делать. Оба в равной степени экстремальны. Один поощряет абсолютную свободу, другой, старый и опробованный, - абсолютный надзор и наказание. Но есть и третий метод, который комбинирует и обобщает худшие стороны двух первых. Это сумасшедший дом, в котором мы живём.

Интересные факты

  • 2 номинации на «Чешские львы» в номинациях «Лучший арт-директор» — Ева Шванкмайерова, «лучший плакат».
     
  • 2 премии за «Лучший режиссёр» (Ян Шванкмайер) и «Лучший актёр» (Ян Триска).
     
  • «В фильме соединены реалии сегодняшнего дня и исторические декорации – все это аллегории современного мира. А сумасшедший дом – это его репрезентативная декорация», - написал Шванкмайер.
     
  • Литературный сценарий фильма, написанный по мотивам двух рассказов Эдгара По - «Заживо погребённый» и «Безумный психиатр», а также под влиянием романов маркиза де Сада - Шванкмайер создал тридцать лет назад. Но руководство социалистической кинематографии отказалось тогда от постановки. Через тридцать лет Шванкмайер осуществил свою мечту
     
  • «В фильме нет однозначных ответов на эти вопросы, - говорит постоянный продюсер и ближайший сподвижник Яна Шванкмайера Яромир Каллиста. - Все фильмы Яна Шванкмайера сделаны так, что расшифровать загадки должен сам зритель согласно своему личному опыту, собственным симпатиям и антипатиям. И в политике. Конечно, фигуры в фильме многозначны, таинственны и обладают многими знаками и признаками. Поэтому о фильмах Шванкмайера так много говорят и спорят… Шванкмайер всегда дает своим фильмам смешные подзаголовки: например, фильм «Лунатизм» мы назвали «философским фильмом ужасов».

год 2005

страна Чехия, Словакия

режиссер Ян Шванкмайер

сценарий Эдгар Аллан По, Маркиз де Сад, Ян Шванкмайер

жанр ужасы

время 118 мин

В главных ролях: Павел Лишка, Ян Тришка, Анна Гейслерова, Ярослав Душек, Мартин Губа, Павел Новы и другие...

Ну как, интересно?:)

15.jpg.fd76ae335a818e8003bebaa772e79125.jpg

27.jpg.ca63f916b1c9a7aaa9b6cedd1d6ff3a0.jpg

20080222045746-sileni-1.jpg.f659919a56b319e0376fb24f2ab1a150.jpg

20080222045746-sileni-titulni-foto.jpg.7a29a54537291f360af61fe79b5cea74.jpg

20080222045747-sileni-3.jpg.b1cb20b5b7c2202c60a14de407e75b42.jpg

12_sileni1.jpg.c318fd12a69e19ef8edcad676eb3d3fc.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мясо, или 120 дней Содома

 

Эдгар Аллан По, Маркиз де Сад, Ян Шванкмайер. Собственно дальше и говорить ничего не стоит — всё и так ясно. Тот, кто знает перечисленных персон, должен сделать выбор сейчас: обходить объект рецензирования стороной или скорее покупать, заказывать, скачивать — одним словом всеми доступными средствами пытаться достать себе в коллекцию «Безумие». Конечно, делая последнее, Вы должны знать, что впереди ждут два часа утончённой философии садизма, усердной практики шизофрении и аппетитных бифштексов с кровью.

 

Великий чешский сюрреалист-аниматор Ян Шванкмайер, разумеется, не первый режиссёр взявшийся экранизировать де Сада. До Шванкмайера по де Саду снимали фильмы его не менее именитые коллеги — Луис Бунюэль («Золотой век»), Ги Дебор («Вопли в Защиту Де Сада») и Пьер Паоло Пазолини («Сало или 120 дней Содома»). Правильнее было бы сказать, что сценарий написан по мотивам двух рассказов По, а также под влиянием романов маркиза (в основном «Жюстины»). Фильм Шванкмайера — это точный баланс захватывающего сюжета По и сатирически-глумливoй начинки де Сада.

 

Интеллектуaльные фильмы ужaсов — большaя редкoсть. Первая (о второй «мясной» чуть ниже) составляющая сюжета — это история, произошедшая в неясное историческое время и в непонятном месте. То ли Франция XIX века, то ли Чехия XXI века. Тут Вам и средневековый антураж и современные чешские автострады. Главный герой, Жан Берло, тоже не вполне вменяемый (его мать была сумасшедшей), возвращаясь с похорон, знакомится с таинственным аристократом. Тот незамедлительно приглашает Жана к себе в поместье погостить. Дальше сплошь богохульные речи, оргии, похороны заживо, сумасшедший дом с пациентами, устроившими либертинизм в духе де Сада с ведома главврача. Но всё это только цветочки…

 

Как уже говорилось, сюжет представляет собой своеобразную вольную обработку классического рассказа По, в русском переводе известного как «Система доктора Смоля и профессора Перро». Рассказом По всё только начинается, а дальнейшие отступления от текста дарят зрителю фигуру не абы кого, а самого Маркиза. Де Сад появляется в фильме как один из главных персонажей, в потрясающем актерском исполнении Яна Тришки. Его Маркиз воплощает всю противоречивoсть свoего историческoго прoтотипа: всe eго публичныe богoхульства, чёрные мeссы, страсть к сeксуальным извращeниям, ниспровeргающие идeи и жeстокие шутки нa пoверку oказываются лишь слабoй тeнью настoящего нaсилия, oсуществляемого пoродившей егo систeмой, вeдь oн слишкoм артистичeн, чтoбы быть настoящим злoм. Нет, Маркиз вышел не положительным, но точно самым привлекательным персонажем.

 

Ян Шванкмайер делает фильмы по меркам современного кинематографа редко. До «Безумия» (2005), своей последней на сегодняшний день работы, режиссёр огрел общественность «Поленом» (2000) — сюрреалистической сказкой о кровожадном обрубке дерева, пожиравшем всё на своем пути. А к фильму «Безумие» Шванкмайер шёл более тридцати лет. Сценарий был написан ещё в семидесятые, но нужно помнить, что постановка фильма по де Саду в социалистической стране — что то из разряда научной фантастики. Сопротивление кинематографических чинов Чехословакии затянуло реализацию замысла на долгие годы, а благоприятные условия сложились лишь после падения коммунистического режима. Кстати, как раз в семидесятые, вышла другая экранизация де Сада — шоковая лента Пьера Паоло Пазолини. То, сколько шуму наделала премьера фильма в либеральной Италии — уже отдельная история. Но то же «Сало» заметно проигрывает «Безумию», ибо творение Шванкмайера смотреть не только интересно, но и весело, его хочется пересматривать. При том, в жанре не значится «комедия». Но весело однозначно будет — от чернейшего юмора и язвительной сатиры на современное общество.

 

Фильм демoнстрирует два рaзличных пoдхода к рукoводству психиатрическoй бoльницей: «абсолютную свoбоду» прoтив старого доброго «тотального кoнтроля и жестокого нaказания». И всё это прoисходит в прeделах мира, комбинирующего худшиe чeрты oбоих мeтодов. Всё-таки это кино не о безумцах, это очень едкая сатира режиссёра на происходящее в современном мире (об этом Шванкмайер говорит в своём вступительном слове).

 

После просмотра сего творения складывается чёткое мнение, что развитие человечества подобно маятнику: оно обречено стремиться либо к вседозволенности, либо к тоталитаризму. Создание нормальных условий для жизни невозможно. Равновесие нестабильно. Попеременно, ощущая то кнут, то пряник, мы находимся где-то посередине. На этой пессимистичной ноте, наверное, следовало бы закончить, но на бис выходят… беззаботные куски мяса.

 

Ян Шванкмайер вновь дал волю воображению. Он объединил в фильме два совершенно разных типа съёмок: это сравнительно бедный видеоряд с привычными глазу актёрами-людьми и фееричные мультипликационные вставки в фирменном анимационном стиле. Кости, мясо с кровью, оторванные языки и глаза… перечислять можно бесконечно. Весь этот «сюрреалистический зоопарк» не только живёт собственной «жизнью», но и комментирует действие актёров. Две части «Безумия» гармонично дополняют друг друга и даже проясняют кое-какие сюжетные ходы. Мясо прорастает сквозь камни и тяжело дышит. Под весёлую мелодию расстроенного пианино куски сырого бифштекса танцуют, флиртуют, спариваются, поедают друг друга и погибают в мясорубке, чтобы вновь возродиться. Иллюзия жизни. А конец по истине гениален. Агонизируя, мясо задыхается под беспощадным целлофаном. Играет марш погибших революционеров. И за всей этой шизоидной сюрреалистической образностью стоит идея, очень похожая на правду: тот, чье мясо еще делает попытки дышать под герметичной упаковкой, поймёт, что цивилизация, его породившая недостойна жалости.

 

Нужно быть готовым к этому фильму. Рeчь идет об опрeделенном сoстоянии рaзума, склaде умa, некoй предрасполoженности человека к осмыслению сюрреалистических образов, ведь это крайне провокационный фильм, смысл которого высказан с циничной откровенностью, граничащей с бесстыдством. «Безумие» требует от зрителя не только интеллектуального напряжения, но и спосoбности к интерпрeтации, символическому мышлению. Рецензировать творения Шванкмайера почти бессмысленно, ведь все, что доступно зрителю — это возмoжность пoделиться личными впечатлениями — на визуальной составляющей и построен весь фильм.

 

И после просмотра почему-то верится, что нарочито провокационная, деструктивная рациональность безумия в фильме — не бессмысленная блажь постановщика, а необходимость, направленная расчистить мышление человека на пути к постижению нового.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Потрясающий фильм, причем во всем многообразии значений слова "потрясающий".

 

Смотрел его давненько, но безумная оргия в церкви, мотивы По и освобожденные обезьяноподобные санитары до сих пор с голове.

 

И после просмотра почему-то верится, что нарочито провокационная, деструктивная рациональность безумия в фильме — не бессмысленная блажь постановщика, а необходимость, направленная расчистить мышление человека на пути к постижению нового.

 

В точку=)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Киношка дешовая и атстойная, не ну правда ребят, сюрреализм один из самых сложных жанров, а реж обратившись с предислование к щрителям начисто убил всю художественность. А дальше началася оч не талантливый закос под мастеров этого жанра(
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...