Перейти к содержанию

Корчак (Korczak)

Рекомендуемые сообщения

forumlogo.png

52a3798effd5.jpg

 

год - 1990

страна - Польша, Германия, Великобритания

режиссер - Анджей Вайда

сценарий - Агнешка Холланд

композитор - Войцех Киляр

жанр - драма, биография

в ролях: Войцех Пшоняк, Эва Далковска, Тереза Будзиш-Кшижановска

 

Синопсис:

Реальная история об известном педагоге Януше Корчаке, который руководил домом для еврейских сирот в Варшавском гетто. Несмотря на давление нацистов, доктор Корчак отказался оставить детей, даже ради своего спасения и погиб вместе с ними в концлагере Треблинка.

 

Страничка фильма на Кинопоиске

IMDB

 

Кадры:

abe74d483847.jpg 014519b83912.jpg 4b94003fe53a.jpg

Изменено пользователем Elena-P
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Посмотрела уже очень много из фильмографии Вайды, но это кино пока не могу себя заставить посмотреть.

Очень тяжелый материал в основе фильма.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

- Я пойду хоть к самому дьяволу, если таким способом смогу спасти своих детей.

 

- А где Ваша честь?

 

- Нет у меня чести, нет. У меня 200 детей.

 

 

Фильм тяжёлый, страшный, с нагнетающей безысходной атмосферой поскольку изначально трагическая концовка известна, но при этом невероятно светлый, искренний и пронзительный. Это в первую очередь реальная история о человеке с большой буквы который до сих пор является одним из лучших примеров, мерил и носителей истинных моральных ценностей - безграничного добра, любви, ответственности, долга, чести, веры, достоинства, самопожертвования. О человеке, который ради спасения детей способен преступить и пойти абсолютно на всё, а понимая что

гибель неизбежна через постановку сцены из произведения Рабиндраната Тагора, игрой и действиями подводит их к мысли осознания смерти, что бы они освоились с ней и смогли спокойно принять эту страшную участь.

 

 

Прекрасная и многогранная режиссура Анджея Вайды, интересный и сильный сценарий основаный на реальных событиях Агнешки Холланд, хорошая и качественная операторская работа Робби Мюллера и конечно исполнитель главной роли Войцех Пшоняк - талантливое, характерное, органичное и убедительное воплощение, индивидуальность и мастерство которого достойны восхищения.

Изменено пользователем Elena-P
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Могу сказать о фильме только хорошее. Очень точное повествование, без авторских вольностей. Вообще, я не имею ничего против видения автора, я очень даже за. Но в рассказе о Корчаке, принимая во внимание его личность, а также то, что жил он совсем недавно, авторские вставки были бы неуместными. Возможно, фильм - чистая биография, на грани с документалистикой, воссозданием событий - но вдруг совершенно сказочный художественный конец, от которого больно. Как болезненное освобождение, попытка принять непринимаемое - всем известен трагический исход. Изменено пользователем peperino
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Недавно с интересом узнал, что подобное кино планировалось снять у нас в 60-е. Сценарий к фильму "Король Матиуш и старый доктор" написали Михаил Калик и Александр Шаров, но зелёный свет этот сценарий так и не получил и до сих пор где-то лежит в "Мосфильме". Корчак в конце у Калика уводит детей в сказку. Мне кажется, в контексте реальной истории этот жуткий момент по другому и не обыграть.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Корчак в конце у Калика уводит детей в сказку. Мне кажется, в контексте реальной истории этот жуткий момент по другому и не обыграть.

 

Совершенно верно. Иначе никак. Корчак и на самом деле, до самого конца, рассказывал ребятам сказку...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да финал мог быть только такой, иначе фильм утрачивал весь свой смысл. Но я не согласна что, он до конца рассказывал сказку. Просто через художественное произведение привёл их к осознанному и безболезненному пониманию неизбежного, по возможности избавил от страха и приучил их к мысли что это переход в иной светлый, радостный и счастливый мир.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да финал мог быть только такой, иначе фильм утрачивал весь свой смысл. Но я не согласна что, он до конца рассказывал сказку. Просто через художественное произведение привёл их к осознанному и безболезненному пониманию неизбежного, по возможности избавил от страха и приучил их к мысли что это переход в иной светлый, радостный и счастливый мир.

 

Конечно, не рассказывал. Уже плохо помню фильм, но вроде бы он, наоборот, все время говорил с ними о смерти, читал с ними Рабиндраната Тагора и всеми силами готовил их к принятию.

Да и не рассказать там особо было сказку, дети постоянно видела смерть вокруг. Помню сцену, где хоронили маму одного из мальчиков, что после такого можно было бы рассказать?

Изменено пользователем Elena-P
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но я не согласна что, он до конца рассказывал сказку.

 

Я о реале. Читала, не помню, правда, где, что он до самого конца хотел хоть как-то скрасить страшный конец, уготованный детям.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Конечно, не рассказывал. Уже плохо помню фильм, но вроде бы он, наоборот, все время говорил с ними о смерти, читал с ними Рабиндраната Тагора и всеми силами готовил их к принятию.

Да и не рассказать там особо было сказку, дети постоянно видела смерть вокруг.

 

Ну всё время он об этом не говорил, только когда предоставлялся случай и на прямые вопросы считал что не имеет право обманывать.

 

Дети скорее слышали и понимали, за пределы территории им запрещено было выходить тем более, что она была ограждена забором. Исключение составлял только тот мальчик и его мать с которыми Корчак познакомился в больнице, и он остался один из немногих ребят кто выжил.

 

Помню сцену, где хоронили маму одного из мальчиков, что после такого можно было бы рассказать?

 

Мне больше запомнилась тяжёлая и эмоциональная сцена, когда он об этом Корчаку рассказывал.

 

Одна из моих любимых и пронзительных сцен, возвращение Корчака после нескольких дней задержания к детям, как это вся ребятня высыпала ему на встречу и счастливо облепила со всех сторон - по сути он был для них всех не только Отцом, а ну если можно так сказать Богом - который от всего и всех защит, спасёт, поможет, позаботится и на всё знает ответ.

 

Я о реале. Читала, не помню, правда, где, что он до самого конца хотел хоть как-то скрасить страшный конец, уготованный детям.

 

В реале это правда, да.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне больше запомнилась тяжёлая и эмоциональная сцена, когда он об этом Корчаку рассказывал.

Или когда рассказывал, я уже плохо помню. Но сцена действительно тяжелая.

Помимо "Почты" Тагора, вспомнилось это произведение еще.

Судя по всему, дети вполне понимали, что происходило за дверями. Как у Бениньи бывает только в кино.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Или когда рассказывал, я уже плохо помню. Но сцена действительно тяжелая.

Помимо "Почты" Тагора, вспомнилось это произведение еще.

Судя по всему, дети вполне понимали, что происходило за дверями. Как у Бениньи бывает только в кино.

 

Понимать и осозновать, несколько разные вещи. Конечно знали, тот же Шлёма потерявший мать и видевший всё, что происходит там за стенами, вряд ли держал всё в себе.

 

 

Если честно несколько удивлена была, что фильм такого качественного уровня постановки и сценария не имел широкого проката, мирового признания и игнорировался кинофестивалями, а оказалось причина всему нелепое и неподдающееся разумному объяснению обвинение Анджея Вайды в антисемитизме.

 

Анджей Вайда: «Мне кажется, что я полностью вложился в этот фильм, отдал доктору Корчаку все свои таланты и умения – несмотря на то, что съёмки фильма совпали с выборами 1989-го, которые для меня означали почти ежедневное присутствие в Сенате. После официального показа «Корчака» в Каннах зрители аплодировали стоя. Однако на этом успех фильма закончился. На следующее утро в Le Monde появилась рецензия, автор которой выставил меня антисемитом. После этого ни один из серьёзных дистрибьюторов не захотел браться за прокат картины за пределами Польши. Так что все мои благие намерения пропали даром. Впрочем, французы очень любят обвинять поляков в антисемитизме – это гораздо удобнее, чем вспоминать о случаях антисемитизма во Франции. Между прочим французских евреев отправляли в Освенцим французские власти и французская полиция, в то время как в Польше это делали только нацисты».

 

«Фильм хорошо сделан, поскольку Вайда – настоящий профессионал. Он снят на чёрно-белой плёнке, в нём присутствуют фрагменты документальных хроник, и это придаёт ему правдоподобие. Однако что мы видим в этом фильме? Жестоких немцев и евреев-коллаборационистов. А где же поляки? Поляк Вайда считает, что события в варшавском гетто – дело немцев и евреев, его соотечественники же здесь ни при чём. Начало фильма удивляет, постепенно удивление сменяется отвращением. Финал же просто сбивает с ног. Приказ о депортации подписан, гетто ликвидируется, Корчак и его дети, надев жёлтые звёзды, заходят в вагон, который тут же запирается. А потом двери открываются – и маленькие жертвы с весёлым смехом выходят из вагона смерти. Можно подумать, что Треблинка – спасение для замученных еврейских детей. Такое показывать нельзя. Ни сейчас, сразу после осквернения еврейских захоронений в Карпентрасе, ни потом. Никогда». (Отрывок из рецензии Le Monde).
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На следующее утро в Le Monde появилась рецензия, автор которой выставил меня антисемитом.

Обычно такие вещи улавливаются, в смысле - несет ли картина какой-то расистский уклон. Я тоже чувствительна к проявлениям подобного рода. Но в этом фильме такого как-то не заметила. Даже если Вайда и не захотел показывать своих соотечественников в дурном свете по личным причинам, это все равно не делает фильм антисемитским.

 

А дальше, на мой взгляд, вообще странная интерпретация:

Финал же просто сбивает с ног. Приказ о депортации подписан, гетто ликвидируется, Корчак и его дети, надев жёлтые звёзды, заходят в вагон, который тут же запирается. А потом двери открываются – и маленькие жертвы с весёлым смехом выходят из вагона смерти. Можно подумать, что Треблинка – спасение для замученных еврейских детей. Такое показывать нельзя. Ни сейчас, сразу после осквернения еврейских захоронений в Карпентрасе, ни потом. Никогда».

Финал, как раз, о том, что из Треблинки не возвращаются. Сказочный прием, режиссер, возможно, использовал для усиления эмоциональной нагрузки, потому что весь фильм очень сдержанный. Однако, этот приём крайне явно говорит о том, что спасения нет, и быть не могло. Странно, что профессионалы из Le Monde это поняли так оригинально.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А дальше, на мой взгляд, вообще странная интерпретация:

 

Финал, как раз, о том, что из Треблинки не возвращаются. Сказочный прием, режиссер, возможно, использовал для усиления эмоциональной нагрузки, потому что весь фильм очень сдержанный. Однако, этот приём крайне явно говорит о том, что спасения нет, и быть не могло. Странно, что профессионалы из Le Monde это поняли так оригинально.

 

Я думаю профессионалы из Le Monde всё поняли так, как им было должно "понять" кем-то извне. Рецензия явно была проплаченная и заказная, ибо здравомыслящий человек так оригинально финал вряд ли обьективно оценит и поймёт. Другое дело кто и с какой целью, думаю всё-таки сделать гадость режиссёру, а "ударило" прежде всего по фильму.

Изменено пользователем Elena-P
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я думаю профессионалы из Le Monde всё поняли так, как им было должно "понять" кем-то извне. Рецензия явно была проплаченная и заказная, ибо здравомыслящий человек так оригинально финал вряд ли поймёт обьективно оценит и поймёт. Другое дело кто и с какой целью, думаю всё-таки сделать гадость режиссёру, а "ударило" прежде всего по фильму.

Похоже на то. "Искренне озаренные" конечно же существуют, но наверное, без надобности их не публикуют в таких изданиях.

 

Понимать и осозновать, несколько разные вещи.

Не заметила в начале.

Да, конечно разные.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я так и не понял, столь рваный монтаж это баг или фичи, но энивей когда в фильме начинается оккупация, то уже не бросается в глаза. Добровольное путешествие хорошего человека в Ад. Финальный катарсис цепляет.

Я думаю профессионалы из Le Monde всё поняли так, как им было должно "понять" кем-то извне. Рецензия явно была проплаченная и заказная, ибо здравомыслящий человек так оригинально финал вряд ли поймёт обьективно оценит и поймёт
Ой вэй, Лена, наверное, ты права. Иначе автор Le Monde или альтернативно одаренный, либо сказочно тупой.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

После длительного перерыва созрела таки вернуться к писательству и смогла написать текст.

 

Орфей, который не вернулся

 

История человечества знает множество примеров ксенофобии и национализма. Примеров войн и геноцидов известно не меньше. А чем всегда сопровождаются перемены в истории? Известно чем: появлением недюжинных умов, провозглашающих с трибун новые нормы и новые порядки. Активные меньшинства всегда сдвигали мир с мёртвой точки, и к хорошим сторонам, и к плохим. И как тут не вспомнить классическое «Узок круг их, страшно далеки они от народа». В большей мере это касается политиков, которым часто уготована судьба свалиться в свою же яму. В меньшей — деятелей искусства. Однако и тех, и других роднит характерная черта: будучи движимы высоким гуманизмом, разумными идеалами или жаждой сделать всех счастливыми (на свой лад), они являются теоретиками. Ни одно учение не принесло бы беды, если бы не последователи. Казалось бы, где бы было древо жизни без той сухой теории, но благородные намерения частенько компенсируют таким людям здравый смысл. Тем ценнее для человечества становятся те люди, которые готовы идти до конца за то, во что верят.

 

Анджей Вайда снял фильм об одном из таких людей. О Януше Корчаке в периоде гитлеровской оккупации Польши — обрётшем известность враче и педагоге, подвижнически держащем сиротский дом и с трогательным неравнодушием относившемся к своим подопечным. Спокойными кадрами Вайда показывает мирную, довоенную жизнь, в которой Европа сладострастно игралась в попытки умиротворить абсолютное зло и… И совершенно не гнушалась мелкого бытового антисемитизма. Не приходится удивляться тому, что порвалось именно там, где тонко. А Старый Доктор учил своих воспитанников добру и справедливости, вещам, которые были мало заточены под реальный мир, что ему и высказывают его уже подросшие бывшие подопечные.

 

Что же должен сделать человек из подобного теста, варшавский еврей, когда в его страну пришли люди с намерениями навести на ней свой порядок, в котором нет места евреям-сиротам, тяжелобольным и прочим, не вписывающимся в стандарт линейки и штангенциркуля? Зная природу прекраснодушных теоретиков, можно подумать о поверхностном ответе — умыть руки. Или попробовать подстроить свою практику под новых теоретиков и их новый порядок. Но Корчак был не таким. Он отчаянно сражался за свой приют везде, где можно, и не забывал главного — заботиться о детях, смягчать стресс, упавший на их детские души, был, по сути, костылём для внезапно покалечившихся маленьких существ…

 

Как сказал о себе сам Корчак, он пойдёт на сделку хоть с дьяволом, если это поможет его сиротам. Стоп! А вот здесь нужно задаться вопросом — а чем был нацизм? Наверное, здесь даже не нужно с показушной религиозностью говорить про ад. Потому что декларативному аду Данте, которого никто не видел, остаётся только померкнуть на фоне зверств в гетто. Потому что ад нацизма не только в палаческой жестокости карательных подразделений. Сатана в малозначительных деталях: нужно вспомнить понятие «юденрат». Кто они с их расчётами на компромиссы? И как во все времена относились к коллаборационистам? Нежелание стирать еврейские экскременты органически вписывается в историю польского антисемитизма и диалог Корчака с выросшими воспитанниками. Европа в 1936 году с раскрытым ртом слушала фюрера, кричавшего с трибуны о Рейнской области. Не хотите познакомиться поближе с последствиями недальновидных умиротворений? Корчаку пришлось лицезреть ублюдков, которые в пьяном угаре возомнили себя ровнёй нацистам, думая, что они имеют на них некие рычаги влияния, главное — кричать погромче об инвалидах, подлежащих уничтожению. Апокалипсис свершился ещё в 1938 году, когда ущемлениям начали подвергаться австрийские евреи. Но мир был слишком занят, чтобы обратить на то внимание раньше, чем это коснулось его непосредственно. И тем, кто считал, что с абсолютным злом можно найти компромисс и извлечь пользу, прилетело в лицо бумерангом. Боль Вайды, свидетеля тех событий, находит отражение в трагической фигуре Адама Чернякова, не смогшего жить с осознанием того, что его позиция практичного приспособленчества разгромлена. Кроме блестящего исполнения, актер приносит в свою работу и личные нотки: Александер Бардини во время войны бежал из Львовского гетто. Режиссёр задаёт вечные вопросы. Нет, не о том, почему на десятки Адамов Черняковых и сотни выпивших болванов находятся единицы таких, как Корчак. А о первопричинах подобных событий.

 

Ответ на вопрос «Почему случаются нацизм и ксенофобия?» находится там же, где ответ на вопрос «Почему люди отказываются говорить о причинах?». Нацизм ничем нельзя оправдать, но он не появился на пустом месте. Если оглянуться, то не наткнётся ли глаз опытного СМИ-аналитика на шлаковый текст про то, как инвалиды объели сытых и здоровых? А квасные патриоты не обвиняют во всём евреев с аккуратной поправкой на запрет дегероизации нацизма? А люди, простые люди, воспитывающие детей, не культивируют шаблона «дети жестоки» и не пропускают мимо себя гонений на тех, кто обладает неким характерным отличием, равноценным знаку изгоя? Воистину, тем, кто доблестно сражается со следствием, стоит подойти к зеркалу и поискать причину там.

 

Поступок Януша Корчака роднит его с другим гуманистом, Альбертом Швейцером, написавшим Йозефу Геббельсу категорический отказ служить нацизму и подписавший его «С центральноафриканским приветом». Последнему повезло больше, он умер в почтенном возрасте, успев заклеймить многие проявления людской жестокости. Оба пережили своё время и остались в памяти теми, кто не побоялся дать нацизму отпор. Судьба-злодейка не оставила выбора ни приспособленцам, ни боровшимся — многих из обеих категорий ждала газовая камера. И единственная милость от рока — это выбор меж тем, чтобы остаться человеком, и тем, чтобы оскотиниться. Два великих врача остались людьми. Однако, видя польских крестьян, мародёрствующих на месте уничтоженной Треблинки, и натыкаясь в русских городах на деятелей, жарящих шашлыки на Вечном Огне, понимаешь, что умозрительный пример человечности в годы жестокости совсем не впрок. Ибо теоретиков, не знакомых с предметом, всегда больше и в системе они всегда на шаг впереди…

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Впечатляющий и сильный отзыв с которым полностью согласна, уже и соскучится по ним успела и спасибо что не бросаешь это дело. :)

 

А Старый Доктор учил своих воспитанников добру и справедливости, вещам, которые были мало заточены под реальный мир, что ему и высказывают его уже подросшие бывшие подопечные.

 

Вот это сцена всегда вызвала неприятное и отталкивающее впечатление. Какое право они вообще имеют обвинять его в чём-то или предъявлять какие-либо претензии, а может быть стоит обратится и поискать первопричину в самих себе и собственной внутренней слабохарактерности раз оказались не заточены под реальный мир. Когда живёшь в таких социальных условиях и обстоятельствах умение выживать и бороться откладывается на подсознательном уровне и этому невозможно научить, а воспитанные ценности справедливости и добра позволяют не скатываться в жестокость, озлобленность и равнодушие. Обвинять кого-то проще, чем научится разбираться в себе. Так и хочется задать встречный вопрос, а чему он должен был Вас научить если не этим одним из главных ценностей позволяющих в любых обстоятельствах оставаться Человеком, а не приспособленцем, трусом и предателем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Впечатляющий и сильный отзыв с которым полностью согласна, уже и соскучится по ним успела и спасибо что не бросаешь это дело. :)

 

Я была в трёхлетней завязке и решила из неё выглянуть))

 

Вот это сцена всегда вызвала неприятное и отталкивающее впечатление. Какое право они вообще имеют обвинять его в чём-то или предъявлять какие-либо претензии, а может быть стоит обратится и поискать первопричину в самих себе и собственной внутренней слабохарактерности раз оказались не заточены под реальный мир. Когда живёшь в таких социальных условиях и обстоятельствах умение выживать и бороться откладывается на подсознательном уровне и этому невозможно научить, а воспитанные ценности справедливости и добра позволяют не скатываться в жестокость, озлобленность и равнодушие. Обвинять кого-то проще, чем научится разбираться в себе. Так и хочется задать встречный вопрос, а чему он должен был Вас научить если не этим одним из главных ценностей позволяющих в любых обстоятельствах оставаться Человеком, а не приспособленцем, трусом и предателем.

Лен, ну они же по сути дети, жизни не видевшие. А им свойственно искать причины во внешнем мире, а не в себе. :) И они не так уж неправы, учитывая, что времена европейского "умиротворения" были довольно жестокими и в них можно было выжить, главным образом, людям с кулаками. Это всё теория, другое дело, что Корчак оказался практиком, когда дошло до лагеря смерти. Чего они должны были говорить, видя, как его слова диссонируют с окружающей реальностью? Или в Польше антисемитизма не было? В юном возрасте когнитивный диссонанс меж реальностью и тем, что пытаются привить взрослые, бывает довольно болезненным ;)

 

Но не думаю, что это так уж важно в канве фильма. Разве что с той точки зрения, что они увидели в дальнейшем - гуманизм бывает не только декларативным, но и вполне деятельным.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Другое дело кто и с какой целью, думаю всё-таки сделать гадость режиссёру, а "ударило" прежде всего по фильму.

 

Где-то год назад посмотрела несколько фильмов про Вель д-Ив, оказалось, их в принципе немного, и почти все новые и малоизвестные, и не вот что бы сильные (за искл Кляйна Лоузи, но то кино все же - о другом). Потом прочитала, что у больш-ва жителей Франции долгое время было довольно смутное представление об этих событиях, и что об этом старались особо не говорить. Возможно, подобные рецензии - оттуда же.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Фильм о трагедии которая коснулась еврейского народа живших в Польше в 1942 году. Но интересно когда снимут фильм о пытках со стороны евреев по отношению к палестинцам. В том числе и данный фильм показывает, как подвергаются пыткам угнетаемые люди. Однако Анджей Вайда смог это так передать, что фильм могут посмотреть не дожидаясь 18 летнего возраста. А зависит от готовности человека понять данную трагедию и пропустить через себя.

Фильм снят в 1990 году. Но сделана работа в 50-х. Оператор и художник фильма потрудились на славу.

Ну а актерский состав фильма во главе Войцехом Пшоняком очередной раз доказал свое мастерство.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...