Борис Григорьев Опубликовано 8 августа, 2006 Поделиться Опубликовано 8 августа, 2006 Давно хотел создать тему об этой одиозной фигуре российского кинематографа. Кира Муратова – «священная корова» российской критики, превозносимая ими до небывалых высот, арт-хаусный творец, стоящая в одном ряду с такими режиссерами, как Андрей Тарковский, Алексей Герман и Отар Иоселиани. Муратова Кира Георгиевна (р. 05.11.1934) – режиссер, сценарист, актриса, монтажер. Училась на философском факультете МГУ, потом окончила ВГИК (мастерская С.А. Герасимова). Режиссерская фильмография: «У крутого яра» (1961г.) «Наш честный хлеб» (1964г.) «Короткие встречи» (1967г.) «Долгие проводы» (1971г.) «Познавая белый свет» (1978г.) «Среди серых камней» (1983г.) «Перемена участи» (1987г.) «Астенический синдром» (1989г.) «Чувствительный милиционер» (1992г.) «Увлеченья» (1994г.) «Три истории» (1997г.) «Второстепенные люди» (2001г.) «Чеховские мотивы» (2002г.) «Настройщик» (2004г.) В 1994г. удостоена почетного «Леопарда» МКФ в Локарно, лауреат главной премии искусств (Берлинская академия искусств, 1999г.), лауреат премии «Свобода» (Американский фонд кино, 2000г), лауреат премии Ника (1990, 1994). Цитата из статьи Плахова: «Биограф способен различить в творчестве режиссера классический, модернистский и постмодернистский периоды. Если они и не наложились на соответствующие фазы миро¬вого кинематографа с идеальной точностью, то опоздание или опережение лишь придавало фильмам Муратовой особое "маргинальное" обаяние. Она вообще никуда не вписывалась: ни во ВГИК, ни в Одесскую киностудию, ни в западную фестивальную тусовку, одно время шумно превозносившую ее. Даже подданство у Муратовой было не российским, не украинским и не советским, а румынским. Доставшееся от матери и совер¬шенно не нужное в практической жизни, оно причиняло тогда немало хлопот. Зато сегодня Муратова со снисходи¬тельной улыбкой вспоминает, как Параджанов пытался рас¬копать ее генеалогию и выводил ее от румынских князей. "Во-первых, это неправда, — говорит она, — во-вторых, это мне безразлично. Я — не аристократка". Мода на "благородные корни" чужда ей, как всякая другая. Муратова не отрицает, что, как любому режиссеру, ей свойственна "мания величия", но при этом ощущает себя фигурой вполне маргинальной. Единственное свидетельство принадлежности Муратовой к ареалу советского кино — то, что она окончила мастерскую Сергея Герасимова и начала работать (еще в 1962 году) не без его помощи и поддержки. Последняя сыграла решаю¬щую роль и в истории запуска лучшей муратовской карти¬ны — Долгие проводы (1971). Сначала сценарий Наталии Рязанцевой мурыжили во всех инстанциях. Цензоры запо¬дозрили в нем ужасные намерения "противопоставить интеллигенцию и народ". Ведь недаром сын рвется от матери-машинистки к отцу-ученому. Пришлось переквалифицировать героиню в переводчицы. Не помогло. "Это будет вялый и скучный фильм, в котором наши люди и наша современность будут выглядеть весьма уныло", — суммировал упреки один из самых влиятельных внутренних рецензентов. И тог¬да вмешался Герасимов, поручившийся за свою ученицу "на самом верху". Окончательный же сигнал к запуску дала разыгравшаяся в Одессе холера, которая поставила под угро¬зу годовой план студии. Тем не менее уже снятый фильм был положен на полку, вслед за чем целая идеологическая кампания вихрем прокатилась от Москвы до Киева и обратно». Лично меня сначала угораздило увидеть ее «Чеховские мотивы» и «Настройщика». Если второй фильм более-менее терпим, то первый – это что-то с чем-то, неподготовленный зритель, как мне кажется, сначала будет таращить глаза, потом нервно отмахиваться, а после – плеваться, но не уснет – точно. Но, как настоящий киноман, я решил ознакомиться с Муратовой ранней, и каково было мое удивление, когда я понял, что картины «Долгие проводы» и «Короткие встречи» чертовски хороши. В них чувствуется стиль Муратовой (главным образом манера говора персонажей), но он мягок, ненавязчив и в некотором роде привлекателен - не это главное, суть в том, что оба фильма при внешне простом сюжете сняты изобретательно и высокохудожественно, как бы высокопарно это не звучало. Построение кадра, фразы, особая атмосфера и настроение. «Долгие проводы» в этом плане выигрышнее (скорее даже не в плане техники – обе картины выразительно сильны – а в плане сопричастности и эмоциональной насыщенности), но в «Коротких встречах» снимался Владимир Высоцкий и сама Муратова – а это вполне перекрывает имеющиеся недостатки. Словом, очень интересно узнать, видел ли кто-нибудь из форумчан ее фильмы и какие впечатления они оставили. Имя Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Денис Опубликовано 8 августа, 2006 Поделиться Опубликовано 8 августа, 2006 Может личность конечно и одиозная, но я ни об одном фильме даже не слышал, разве что "Чеховские мотивы". Тут что-либо сказать очень затруднительно. Имя Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Борис Григорьев Опубликовано 8 августа, 2006 Автор Поделиться Опубликовано 8 августа, 2006 Может личность конечно и одиозная, но я ни об одном фильме даже не слышал, разве что "Чеховские мотивы". Тут что-либо сказать очень затруднительно. Ну она популярна и почитаема в узких кругах критиков и других эстетов. Я бы тоже ничего не узнал про нее, если бы пресловутые пять звезд и прочие эпитеты не пестрели в статьях и обзорах. Впрочем, "Настройщик" собрал приличные деньги в прокате и шел по ОРТ в прайм-тайм - но это самый "попсовый" ее фильм. Имя Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Conrad Опубликовано 9 августа, 2006 Поделиться Опубликовано 9 августа, 2006 Не так чтобы много смотрел её фильмов, но из того что смотрел только один фильм меня "зацепил" - это "Короткие встречи", пролежавший 20 лет "на полке". Высоцкий здесь сыграл одну из лучших своих ролей. А вот поздние фильмы Муратовой типа "Астенический синдром" слишком уж "заумные" для моего понимания. Имя Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
gooverup Опубликовано 24 февраля, 2007 Поделиться Опубликовано 24 февраля, 2007 Мой любимый режиссер наряду с Кубриком. Муратова для меня больше, чем Тарковский. В детстве смотрел неосознанно, но запомнил мрачную историю "Среди серых камней" по рассказу Короленко "Дети подземелья". В тот же детский период с мамой смотрел в кинотеатре "Короткие встречи", но ничего не понял и не запомнил, кроме Высоцкого. Потом, чуть позже, в 1994 году, видимо, помню, видел телепередачу о кино, в которой рассказывали об "Увлеченьях" и показывали отрывки из фильма, странные. Впервые осознано посмотрел "Три истории", заинтересовался и запомнил имя. Потом видел репортаж о съемках "Чеховских мотивов", через год посмотрел их и влюбился. И начал смотреть все остальное. Посмотрел всё, кроме: фильмов: 1992 Чувствительный милиционер 1979 Познавая белый свет короткометражек: 2006 Кукла 2005 Справка 1999 Письмо в Америку и самых ранних работ: 1964 Наш честный хлеб 1962 У крутого яра В этом году, наверное, ближе к осени выйдет новый фильм под названием "Два в одном". Интервью с Кирой Муратовой можно почитать на сайте http://kira-muratova.narod.ru Имя Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Михалыч Опубликовано 24 февраля, 2007 Поделиться Опубликовано 24 февраля, 2007 Мечтаю посмотреть "Три истории". Говорят мега-фильм. Имя Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Baba Kapa Опубликовано 25 мая, 2007 Поделиться Опубликовано 25 мая, 2007 Мечтаю посмотреть "Три истории". Говорят мега-фильм. Более, чем мега. Такой запредельный сюр. Только из трех историй помню почему-то две: с Маковецким и Литвиновой (Офа её - это, конечно, отдельная картина). Смотрела правда, чертовски давно на заюзаной вхс-ке. Хорошо, что переводчик с русского на русский не нужен, а то, судя по качеству картинки, перевод был бы наихреновейший . Имя Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Gold tear Опубликовано 26 мая, 2007 Поделиться Опубликовано 26 мая, 2007 Даже не знаю,что сказть.Кроме Долгие проводы,ничего не видела.Самой обидно. Имя Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Вэрлок Опубликовано 22 октября, 2007 Поделиться Опубликовано 22 октября, 2007 Видел "Чеховские мотивы" и "Астенический синдром". Муратова-представитель независимого кинематографа. "Астенический синдром" мне очень сильно понравился. Фильм оригинальный, интересный, философский, затрагивает актуальные проблемы. Эта картина-наиболее точный портрет общества того времени. Лучшая сцена в живодерне. Имя Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
kartman Опубликовано 26 ноября, 2007 Поделиться Опубликовано 26 ноября, 2007 Режиссёр она, видимо, в самом деле талантливый. Тем более Кира Муратова - человек, продвинувший Ренату Литвинову, великолепную актрису. Это во многом её заслуга, ведь она открыла такой талантлище. Имя Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Джон Милтон Опубликовано 4 мая, 2008 Поделиться Опубликовано 4 мая, 2008 Больше всего понравились "Три истории",кроме котельни №6, "Второстепенные люди" и "Настройщик". Имя Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Geba Опубликовано 5 мая, 2008 Поделиться Опубликовано 5 мая, 2008 Как-то у меня было сумашедшее увлечение Муратовой - за две недели посмотрела: "Два в одном" - первый фильм этого режиссера, который я увидела.Нелогичный, немного депрессивный, вообщем, мне понравилось и я ринулась на поиски. "Настройщик" - вполне обычный фильм, на мой взгляд, но мои коллеги назвали его ненормальным. "Три истории" - три странных убийства. Неглупый и запоминающийся фильм "Короткие встречи" - старенький, но стиль Муратовой ни с чем не перепутаешь. Многочисленные повторения одной фразы и люди в своей обыкновенности показанные наизнанку. "Увлечения" - слишком яркий и броский, как по мне. А потом я выдохлась. Устала даже. Все-таки надо было дозировать эту вскрикивающую тянучую смесь. Муратова самобытна и для нашего кинематогрофа слишком оригинальна. Имя Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Джон Милтон Опубликовано 5 мая, 2008 Поделиться Опубликовано 5 мая, 2008 Первое,что посмотрел были "Второстепенные люди". Из новеллы "Офелия" вспоминается фраза-"Давайте прощаться,мама". Имя Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
denis_sp Опубликовано 8 октября, 2008 Поделиться Опубликовано 8 октября, 2008 Муратова очень красивый человек. Люблю всё. Что-то выделять особенно или, напротив, игнорировать никакого смысла не вижу, потому что нет произведения, есть автор. Есть созданный автором контекст, независимо от того, знает зритель это или нет. Так говорил Трюффо. А я просто с этим утверждением согласен. Имя Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
a-vega Опубликовано 8 октября, 2008 Поделиться Опубликовано 8 октября, 2008 Недавно скачал "Три истории" Киры Муратовой. Какой же необычный фильм, просто блеск! Имя Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ridersss Опубликовано 19 мая, 2009 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2009 (изменено) Мало знаком с творчеством данного оригинального режиссера. Видел всего 3 фильма. Больше из увиденного понравился - "Познавая белый свет" Надеюсь найти время на более лучшее ознакомление. И думаю начать с фильма "Три истории" -------------- И попытался... но не получилось... Изменено 8 июня, 2009 пользователем Ridersss Имя Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Лента Мёбиуса Опубликовано 3 июля, 2012 Поделиться Опубликовано 3 июля, 2012 Ничего себе: за три года - ни одного отзыва! (Их и так не сказать, чтобы много). Лично я бесконечно уважаю Киру Георгиевну как несгибаемую личность, которая всю свою долгую жизнь отстаивает право быть самой собой. Вот уже 50 лет она снимает неповторимое кино, не прогибаясь под "заказ" и "общественное мнение" - исключительно на те темы, которые её интересуют, в согласии с собственным вИдением и восприятием. Я подозреваю, что насколько ей было непросто существовать "инаково" в советскую эпоху, настолько же она оказалась в стороне от "общей тенденции" в годы так и недоразвившегося капитализма, выродившегося в не пойми что. И пока молодые, подающие надежды режиссёры соображают, что за общественное устройство в итоге получилось, Муратова с объективностью профессионала ставит диагноз (мне кажется, сейчас её взгляд на актуальность стал ещё острее, чем был в молодости). Так, "Настройщик" чётко отобразил развившуюся тенденцию "Не обманешь - не проживёшь", всеохватного циничного "разводилова". "Мелодия для шарманки" ещё более безжалостный приговор - обвинение в тотальном и безграничном равнодушии. Критики, к слову, часто ей ставят в упрёк нелюбовь к людям. И, мол, фильмы её смотреть тяжело и неприятно, потому что она не видит "положительного" (и всегда найдётся кто-то, кто услужливо прикрепит ярлычок "чернуха"). А, по-моему, она фиксирует на плёнку как раз то, что видит, и не её вина, что в поле зрения попадает неприглядное, уродливое. Просто обыватели предпочитают поворачиваться к этому спиной. На жизнь и творчество без иллюзий надо иметь смелость - именно муратовскую. Имя Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tesse Опубликовано 3 июля, 2012 Поделиться Опубликовано 3 июля, 2012 ПОмню, как первый раз посмотрела "Перемена участи", обалдела, до чего уж хорош фильм. Нежно люблю творчество Муратовой. "Настройщик" - из незабываемых. Имя Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Эймс, Дэвид Опубликовано 19 января, 2013 Поделиться Опубликовано 19 января, 2013 Пятидесятилетие творческой деятельности Киры Муратовой отметят на Роттердамском кинофестивале показом полной ретроспективы (20 фильмов), начиная с дипломной работы "У крутого яра". http://delo.ua/lifestyle/k-50-letiju-tvorchestva-muratovoj-v-rotterdame-pokazhut-vse-ee-20-f-195122/ Имя Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Don Luis Опубликовано 20 января, 2013 Поделиться Опубликовано 20 января, 2013 Самый мой любимый из русских режиссеров. Гораздо интереснее Тарковского. Имя Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
vitalik1713130265 Опубликовано 13 июня, 2013 Поделиться Опубликовано 13 июня, 2013 Неправильно это:-Интереснее Тарковского, лучше Абуладзе, хуже Германа... Зачем сравнивать? Она - Кира Георгиевна Муратова, режиссер штучный, в среде женщин уникальный. Ее фильмы не кажутся мне мрачными, "Три истории" даже повеселил. В "Мелодия для шарманки" какая-то особенная прозрачность и, уже в начале, уверенность, что детям надо в ангелы, где хорошо. Имя Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Doberman87 Опубликовано 12 июля, 2015 Поделиться Опубликовано 12 июля, 2015 Пожалуй, столь виртуозно выстебать российскую действительность через "театр абсурда" на экране, может только Кира Муратова. Можно к ней относиться как угодно, но то, что эта женщина - уникум в мировом кинематографе, это факт. Мое к ней отношение - только положительное. Пожалуй, лучшим выделю "Долгие проводы". Остальные фильмы - каждый просто хорош по-своему. Имя Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
nata909 Опубликовано 5 ноября, 2017 Поделиться Опубликовано 5 ноября, 2017 Не так чтобы много смотрел её фильмов, но из того что смотрел только один фильм меня "зацепил" - это "Короткие встречи", пролежавший 20 лет "на полке". Высоцкий здесь сыграл одну из лучших своих ролей. Странно. Что же в нем запретного? Вот,только что посмотрела. Имя Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Олег Меньшиков Опубликовано 7 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 7 июня, 2018 "Когда с удивлением узнаешь, что оказывается ей 83... И все равно думаешь, что это очень рано..." В. Шендерович Имя Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Танцор34 Опубликовано 7 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 7 июня, 2018 Светлая память. Имя Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.