Перейти к содержанию
Форум на Кинопоиске

Франциск (Francesco)

Рекомендуемые сообщения

forumlogo.png

Франциск

 

12109.jpg

 

award-cannes-small-no.jpg

 

год - 1989

страна - Италия, Германия (ФРГ) flag-14.gif flag-18.gif

режиссер - Лилиана Кавани

сценарий - Лилиана Кавани, Хэрман Хессе, Роберта Маццони

продюсер - Роберта Кадрингер, Эрик Паркинсон

оператор - Эннио Гуарньери, Джузеппе Ланчи

композитор - Вангелис

жанр - драма, биография

рейтинг MPAA - PG-13

 

В главных ролях:

 

Микки Рурк

Хелена Бонем Картер

Марио Адорф

Gerolamo Alchieri

Domiziano Arcangeli

Питер Берлинг

Паоло Боначелли

 

Синопсис : Экранизыция сюжета о святом Франциске Асзизском. Его биография в свое время тоже считалась скандальной поразила весь христианский мир. Сын богатых родителей, Франциск (в итальянской интерпретации Франческо) бросил богатство и родителей и ушел в пустыню, убивать плоть и молиться... Зачем?..

 

francesco.jpg

Изменено пользователем W.Axl_Rose
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Другое кино. Другая игра. Другой Рурк. Фильм затрагивает очень деликатные вопросы религиозного характера. Франциск Асзизский - достойный прообраз Святого Человека, заслуживающий даже большего внимания, нежели его духовный наставник, которого человечество нарекло "Сыном Божьим"... Изменено пользователем W.Axl_Rose
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Просто невероятно, что человек, сыгравший Франциска Ассизского и нынешний Микки Рурк, - это один человек. В этом фильме он меня потряс. Выглядит по-настоящему одухотворенным.

В фильме много хорошего, конечно, но он все же растянутый.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Просто невероятно, что человек, сыгравший Франциска Ассизского и нынешний Микки Рурк, - это один человек. В этом фильме он меня потряс. Выглядит по-настоящему одухотворенным.

В фильме много хорошего, конечно, но он все же растянутый.

 

Дык ведь байопик, как никак, по другому и быть не могло... Кроме того, много ярких эпизодов из жизни Франческо так и не вошли в фильм, ввиду ограниченности временного отрезка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет, с чисто кинематографической точки зрения фильм сделан на очень, очень высоком уровне. Отличные работы Рурка и Бонем Картер, сдержанный, но крайне выразительный видеоряд, раскрытие тематики любви к Богу, как таковой, все это замечательно. Но вот что не понравилось – очень уж прилизанно и гладко показаны взаимоотношения Франциска с официальной церковью, ну там римский папа пожурил, пальчиком погрозил, а ведь дело было на волосок от обвинения в ереси и костра… Режиссер явно сглаживала углы, избегала конфликта с католиками, художественной смелости, которой ей было не занимать, в «ночном портье», явно не доставало. Избежать конфронтации конечно получилось, лента входит в топ 15 составленный Ватиканом, раздел «о вере». Да, расскажу кору, у нас этот фильм демонстрировали в киноклубе, и на просмотр был приглашен практикующий католик, прежде всего для развития дискуссии, в общем человек находящийся, что называется, «в теме». Но он почему то с середины фильма ушел, не знаю что такого негативного углядел, Ватикан вон рекомендует)))
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет, с чисто кинематографической точки зрения фильм сделан на очень, очень высоком уровне. Отличные работы Рурка

и Бонем Картер, сдержанный, но крайне выразительный видеоряд, раскрытие тематики любви к Богу, как таковой, все это замечательно.

 

Хорошо сказано :plus: А ведь Вы сомневались на счет Микки -)

 

Но вот что не понравилось – очень уж прилизанно и гладко показаны взаимоотношения Франциска с официальной церковью, ну там римский папа пожурил, пальчиком погрозил, а ведь дело было на волосок от обвинения в ереси и костра… Режиссер явно сглаживала углы, избегала конфликта с католиками, художественной смелости, которой ей было не занимать, в «ночном портье», явно не доставало. Избежать конфронтации конечно получилось, лента входит в топ 15 составленный Ватиканом, раздел «о вере».

 

К сожалению, еще не дошли руки до "Ночного портье" и пока не могу сравнивать, но "Франциск" меня сильно впечатлил. И позиция режиссера в данном случае понятна - Ватикан сейчас всеми силами замаливает грехи инквизиции, охоты на ведьм и прочих темных деяний католической церкви. И народ, в принципе, прощает. Выставить Папу противником идеологии Франческо - означало бы накалить и без того горячую обстановку. Наверное потому-то она и обходит стороной наиболее деликатные вопросы, больше акцентируя внимание на отношениях Франциска с родными, близкими и членами ордена

 

Да, расскажу кору, у нас этот фильм демонстрировали в киноклубе, и на просмотр был приглашен практикующий католик, прежде всего для развития дискуссии, в общем человек находящийся, что называется, «в теме». Но он почему то с середины фильма ушел, не знаю что такого негативного углядел, Ватикан вон рекомендует)))

 

Мне если честно, позиция "практикующего католика" понятна. В фильме есть несколько моментов, которые запросто могут вызвать негативную реакцию со стороны глубоко верующего человека.

Взять, хотя бы, небольшой эпизод в стенах церкви, когда Франциск, с распятием в руках обращается к посетителям, критикуя их отношение к своему другу, который пытался проповедовать в бушующей толпе. Если мне не изменяет память, он говорил примерно следующее : "Вы способны покорно поклоняться деревянной иконе, но с легкостью отвергаете Человека, который пытается стать Святым". Кроме того, Франциск утверждал, что святым может стать каждый человек, было бы желание.

А это противоречит Святому Письму, и до сих пор считается богохульством, ну а тогда с таким особо не церемонились - еретик, на костер и все дела. Другое дело, мне не совсем понятно, почему Ватикан, как Вы говорите, вносит фильм в свой "топ 15". Неужели и вправду, таким образом, замаливает грехи минувших лет?..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Выставить Папу противником идеологии Франческо - означало бы накалить и без того горячую обстановку.

Зато правда. Так же добавило бы ленте живости и остроты.

Мне если честно, позиция "практикующего католика" понятна. В фильме есть несколько моментов, которые запросто могут вызвать негативную реакцию со стороны глубоко верующего человека.

Не одного такого не заметил. Ниже приведенный вами момент имхо ничем не противоречит новому завету. Так что тот католик хотел видимо стать святее папы римского)))) По этой же причине не вижу проблем с включением в списки лучших фильмов от ватикана

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ватикан тоже увлекся составлением кинотопов??:)) Оджизускрайст...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не одного такого не заметил. Ниже приведенный вами момент имхо ничем не противоречит новому завету. Так что тот католик хотел видимо стать святее папы римского)))) По этой же причине не вижу проблем с включением в списки лучших фильмов от ватикана

 

Ну как же не противоречит? Что же это было, если не попытка человека поставить себя на один уровень с Богом? Потому-то и взбунтовался народ и забросал Франческо камнями, выгоняя из церкви. Его идеи выглядели не приемлемыми не только для Верховного Духовенства, но и, как оказалось, для простого народа...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Млин, а я этот фильм уже давно хочу посмотреть, правда по большей части из-за Вангелиса. Но средние века меня тоже интересуют :). Актеры хорошие, мммм, надо бы надыбать...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну как же не противоречит? Что же это было, если не попытка человека поставить себя на один уровень с Богом? Потому-то и взбунтовался народ и забросал Франческо камнями, выгоняя из церкви. Его идеи выглядели не приемлемыми не только для Верховного Духовенства, но и, как оказалось, для простого народа...

Стать святым и стать на один уровень с богом не одно и то же. Франциск со товарищами искали прямого контакта, непосредственного мистического озарения, без всяких посредников. Это и бесило церковь, да, и еще отказ от собственности, добровольное нищенство, это конечно было наиболее опасно для Ватикана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лилиана Кавани с моей точки зрения гениальнейший режиссер современного кинематографа. Не будем забывать, что она автор великого фильма 70-х годов «Ночной портье». То, что Кавани пригласила на главную роль Микки Рурка это 100% попадание. У Рурка были и другие хорошие роли, но роль в этом фильме, с моей точки зрения, является самой лучшей во всей его кинокарьере. Фильм просто необходимо смотреть. Это великое кино!
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Фильм, конечно, из разряда шедевров. Он не может оставить равнодушным ни человека религиозного, ни светского. Хотя возможно как раз религиозному человеку он может показаться противоречивым. В первую очередь из-за того, что очень трудно принять это полное францисканское нестяжание, т.к. с добром расстаться и католику, и православному, и человеку любой другой конфессии и направленности, очень трудно.

Но все мнения и противоречия отступают перед потрясающей игрой Микки Рурка. На мой взгляд это лучшая его роль.

Удивительно, но глядя на него, безоговорочно понимаешь - перед тобой сам Франциск Ассизский, католический святой, канонизированный почти при жизни. И в то же время видишь, что он - человек, - сомневающийся, страдающий, т.е. видишь сам процесс его святости.

В этом взгляде такое страдание за весь мир, за каждую божию тварь, за человека и животного, за каждый камень и каплю дождя... Это СОстрадание (и такое впечатление, что это уже и не игра).

Конечно, по просшествии времени поражаешься - как можно ТАК играть и оставаться прежним скандальным Рурком. Хотя кто знает - бесследно ничто не проходит. И роль Франциска Ассизского не могла, конечно, не оставить след в душе Микки. (Может поэтому и заглушал в себе противоречия?)

Но меня интересует один момент. В сцене, где Франциск катается по снегу, видны все татуирувки Микки Рурка. И ясно, что их и не собирались скрыть. Какой-то смысл в этом, конечно, предполагается. Но вот что это, что этим хотели сказать?

Хотелось бы узнать мнение на этот счет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Режиссер явно сглаживала углы, избегала конфликта с католиками, художественной смелости, которой ей было не занимать, в «ночном портье», явно не доставало.
Мне всегда нравилась Каванни, но чем она мне никогда не была близка, так это этой самой "художественной смелостью", которая у нее иногда становилась самоцелью. Портье не исключение, а Шкура или Канибаллы так вообще... - т.е я не думаю, что она из разряда пугливых, но в случае с Ф. она снимала кино прежде всего о вере.=)

Мне как раз тем и понравился Франциск, больше вышеназванных, что здесь не было всех этих программных бунтарских заявлений, мол, а давайте вместе старый мир разрушим, как в Каннибалах или нарочитой эпатажности и скандальности как в Шкуре и НП.

Микки Рурк - талантище. :cool:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Фильм нудноват, но скорее понравился, чем нет, в основном, засчет прекрасной игры Микки Рурка. Фильм красивый, атмосферный, Хелена-милашка, но сценарий скучноват.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Главный плюс для меня - игра Микки. Сильно сыграно, одна из лучших его ролей. Особенно запомнилась сцена в финале:

 

 

когда он "разговаривал" с Богом, а потом очнулся со стигматами

 

 

А сам фильм не впечатлил насколько, чтобы его пересматривать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Фильм действительно яркий, но незаслуженно незамеченный.

Я бы сказал, лучшая роль Рурка за всю его актерскую карьеру!

Действительно, библейский сюжет. Один из самых значительных и извесных в христианском мире святых, любимец Германа Гессе, Франциск Ассизкий. Шикарный исторический фильм про духовность и веру.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

до сих пор не пойму, почему этот шедевр не получил достойного признания у кинокритиков, жюри фестивалей. ?!

несмотря на сложность темы, почему-то хочется , чтобы люди посмотрели именно эту работу ( не совсем подходящее слово ) - откровение - Микки Рурка.

откуда-то уверенность , что непросто никто не останется равнодушным, но что-то обязательно изменится у них в душе и в мировозрении.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не просто мне этот фильм дался, но оно того стоило. :)

 

Неоднозначный, местами противоречивый, но очень пронзительный, сильный, интересный и качественный байопик об основателе ордена Францисканцев - святом Франциске Асизском.

Не согласна что фильм яркий, отнюдь - действие довольно неспешное, динамичное, вдумчивое, буквально поглащающее зрителя с одной стороны - средневековой угнетающей и безысходной атмосферой мира нищих, прокажённых, блаженных, которые несмотря ни на что верили и шли за праповедником. А с другой стороны их атмосферой жизни добра, мира, света, чистоты помыслов и души, жертвенности, одухотворённости, любви к каждому человеку без которой невозможно прийти к совершенной любви к Богу.

 

Соглашусь с мнением большинства одним из минусов является затянутость повествования, но этот недостаток прекрывается большим плюсом - поразительная, убедительная и талантливая игра Микки Рурка. Для меня это работа стала своеобразным открытием, неожидала что актёр способен справится с такой глубокой и драматичной ролью.

В его исполнении Франциск предстаёт не как блаженный или святой, а как самый обычный человек подверженный сомнениям, поискам, ошибкам, испытавший отчаяние, боль, страдание, внутренний духовный переворот, осознавший истинную жизненную ценность при этом не усомнившийся и не утративший веру.

Органичность, естественность, характерность, убедительная передача помыслов, идеологии, мировоззрения своего героя каждым движением, взглядом, поступком, эмоцией, словом восхищает и завораживает.

 

Нельзя не отметить так же не маловажную, но отлично сыграную роль Хелены Бонем Картер, которая является своеобразным символом мужества и чистоты.

-u0027-2.jpg.7833f9ff79e886318d7094019bfde5fb.jpg

-u0027-5.jpg.4a0a118b921d85fc5c774c3a10d12cfa.jpg

-u0027-4.jpg.b15a668ff2e3c638612adc49656a8152.jpg

-u0027-3.jpg.5241655ad28c5bf3b35328af9b101f26.jpg

-u0027-6.jpg.42eb7e9d2645f0ff4c2d484e7212955f.jpg

-u0027-7.jpg.27035fa929eac74394538aa1e68c1f4b.jpg

-u0027-1.jpg.a8dddb78370cb7b1080d21e063b5f5a6.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"...в самом конце долгой, суровой,

почти беззвездной ночи маленький человечек

внезапно и тихо взошел на холм и стал над городом,

темный на темном фоне. Он поднял руки,

как поднимал потом на стольких статуях

и картинах, над ним запели птицы,

и за его спиной занялся день"

 

Г. К. Честертон "Святой Франциск Ассизский"

 

Безверие.

Прочитав о Франциске достаточно много книг, включая самое первое Житие Фомы Челанского и самые знаменитые "Цветочки" брата Уголино, и многочисленные эссе, из которых самой блестящей является, конечно же, книга Честертона, могу отметить, что все авторы были людьми глубоко верующими. Первое, что меня поразило в фильме "Франциск" - это безверие режиссера и актера. Идея снять фильм о человеке, а не о Святом понятна, но дело то в том, что жизнь Франциска от момента зачатия до самого конца была окутана мистицизмом. И снимать о нем фильм с позиций материализма, по крайней мере, нелепо. В итоге, когда Кавани отказалась от вещих снов и видений Франциска, направлявших его по жизни, мы получили героя не совсем адекватного, поступки которого ничем не мотивированы.

 

Драматургия.

Беспомощность Кавани-сценариста ощущается в каждой сцене, оттого и кажется фильм затянутым, хотя в нем не показано и сотой доли из жизни и деяний Франциска. Многие сцены напрочь лишены событий, это при том, что каждая история в житиях, каждый эпизод наполнены драматизмом. Но Кавани делает свое и с каким-то тупым упрямством уничтожает событийный ряд, превращая все в серость и обыденность. Маленький пример с обращением брата Сильвестра. Это когда Бернар раздает все свои богатства беднякам (на самом деле он дом свой продал, а раздавал деньги), и тут мимоходом Франциск встречает Сильвестра, с которым был вместе в крестовом походе. Между ними возникает довольно простой диалог, типа, а ты давай тоже к нам:). На самом деле Сильвестр узнал во Франциске человека, который не заплатил ему за камни (Франциск просил милостыню камнями для восстановления Дамиановой церкви), и попросил вернуть долг. Франциск выхватил из рук Бернара пачку денег и отдал Сильвестру. Тот взял деньги, а потом всю ночь не мог уснуть, и на утро продал дом, раздал деньги беднякам, и отправился вслед за Франциском и Бернаром. Кавани лишила эту сцену конфликта, как внутреннего, так и внешнего. Количество бесконфликтных сцен у нее огромное, как у новичка-любителя. Вместо того, чтобы показывать, она зачастую рассказывает, заменяет действие диалогом, что делает повествование скучным и неинтересным.

 

Линия Святой Клары.

Здесь многие восхищаются игрой актрисы. Не разделяю восторгов. Да и что, собственно, ей было тут играть? Кавани не показала нам самое главное - любовь между Франциском и Кларой, которой посвящена масса легенд. "Чистая любовь" по-альбигойски, о которой Франциск знал с самого раннего детства из песен трубадуров, но примеров которой он не видел вокруг. Этой любви между мужчиной и женщиной, посвятивших себя богу и давших обет целомудрия, и вызывавших в городе немало грязных сплетен, нет в фильме. Видимо, Кавани слабо верит в такую любовь, ей проще снимать об извращенной любви;). А между тем, однажды жители Ассизи проснулись осенней ночью от знойного ветра. Решив, что город горит, выбежали на улицы, но ничего не горело. Тогда они пошли туда, откуда дул ветер. Там на холме сидели Франциск и Клара, мирно делились трапезой и говорили о Боге. (Это мог бы здорово снять Пазолини:sad:)

 

Линия Ватикана

Самая слабая и невнятная линия в фильме. А могла бы стать одной из самых ярких. Папа Иннокентий Третий огнем и мечом уничтожает Лангедок и Прованс, избавляя Европу от катарской (альбигойской) ереси. И тут к нему является Франциск, учение которого внешне похоже на катарское. Они тоже проповедовали нищету, "чистую любовь" и отказывались от материальных ценностей. Почему же Папа так благосклонно отнесся к Франциску? Существует легенда, что сначала он его прогнал, приняв за пастуха, а ночью он ему явился во сне, держащим на своих плечах падающую церковь. На самом деле суть была в одной единственной фразе, прозвучавшей в фильме: "Я никого не обвиняю!" Франциск не был ни бунтарем, ни коммунистом, ни анархистом, ни хиппи, как его на протяжении многих лет пытаются изобразить итальянские режиссеры. Он призывал вернуться к истокам христианства, жить по заповедям Христовым и бродяжничать, как первые иудохристиане, изгнанные из синагог, проповедующие в деревнях, в полях и на городских улицах. Кроме того, Иннокентий Третий не мог ни понимать, что учение Франциска в данный момент страшного кризиса христианства и мощного распространения катаризма, может сыграть чуть ли не главную роль в деле возрождения церкви. Так оно в конечном счете и произошло, после того, как Ватикан навязал ему монашеский Орден. Бунт и противоречие возникли единственный раз, когда он увидел, вернувшись из Сирии, что братцы отстроили себе обитель.

 

Радость жизни.

Больше всего меня напрягло в этом произведении, что Кавани не показала того самого главного, что Божий Скоморох привнес в христианство, а именно - радость жизни. Она умудрилась даже забавную легенду со снежными бабами и детьми, которых Франциск лепил со смехом, сделать с надрывом и экзальтацией. И постоянно он у нее хнычет и рыдает, хотя мало, кто видел его слезы. Даже, когда ему выжигали коленным железом глаза (средневековое лечение слепоты), он улыбался и называл огонь своим братом. Франциск Рурка и Кавани ничем не отличается от Доминика, с его мрачной аскезой. Вот про кого надо было ей снять в таких красках. Вообще снимать о Франциске в коричневых тонах францисканской рясы настолько тупо и примитивно, что даже не хочется это обсуждать. И нарочитое, постоянное окружение нищих, убогих и прокаженных в процветающем торговом центре Италии, из той же оперы. Ну, и, конечно, невероятные способности Франциска в общении с животным миром, приручение волка-людоеда, часовые проповеди ласточкам и голубям, которые завороженно его слушали - такие пустяки не интересны Лилиане. Она в них, скорее всего, не верит.

 

Нагота.

Вот уж отчего Кавани никогда не откажется, так это от показа голых мужиков! Ну как не раздеть мускулистого, накаченного Рурка? Его за тем, наверное, и взяли на эту роль. А то, что был Франциск во власянице, когда скинул с себя одежды и отдал их отцу ей на это наплевать. Только в самом первом Житие написано, что он остался нагим (ну, это по средневековым понятиям), а уже в следующем абзаце Франциск уходит в зимний лес, как был, во власянице и поет песни трубадуров на языке франков, прославляя Господа. Потому и благословил его епископ Ассизский, потому что увидел на нем власяницу монаха. В "гигиенической" сцене купания братцев в реке, они опять все голые. Я уж не говорю о том, что Франциск никогда не мылся, считая это большим грехом, но если кто-то из монахов и вступал в реку, то, разумеется, во власянице. Они ее не снимали. Сцена с купанием совершенно ни о чем. Просто Кавани захотелось их всех вымыть:D...

Не думаю. что татуировки Рурка играли какую-то роль. По-моему, это недосмотр гримера. Фильм вообще снят небрежно. И на груди у него обычное распятие, а не кипарисовый тау-крест, который носили первые христиане и который возродил Франциск.

1e96555cda18.jpg

Если придираться по мелочам, историческим и религиозным, то можно еще страниц сто написать...

 

Сверхзадача.

О чем, собственно, кин? О человеке, который решил жить, как Иисус, но ученики, в конце концов, его не поняли и принудили пойти на уступки. Чем заканчивается? Своеобразной трактовкой Кавани легенды о стигматах. Франциск молился на горе Вернской, которую подарил ему богатый флорентиец, и увидел в небе парящего распятого Христа, в образе шестикрылого серафима. Франциск лег на землю, раскинув руки. Христос, пролетая над ним, смотрел на него с любовью. А когда видение исчезло, на теле Франциска кровоточили пять ран Христовых. Вот собственно и все. У Кавани же снова надрыв и рыдания: "Я не слышу Бога! Он со мной не разговаривает!":wow: С чего бы это? Да, потому что слишком строгий Устав он придумал для Ордена!!! Боже ты мой!................................................................................................

Кого, кроме самих францисканцев, в большинстве своем извративших учение Франциска, интересует сия "глобальная" проблема? Неужели ради этого стоило снимать фильм?

 

Если кто-то уловил иной смысл данного творения, напишите, пожалуйста. Может, я какой-то глубинной мысли Кавани не распознал.

 

ПС. Меня не покидало ощущение, что фильм сделан на заказ, к 50-летию покровительства. В 1939 году Ватикан объявил Франциска Ассизского покровителем Италии.

Изменено пользователем anatole
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Основательное, с замахом на эпичность повествование аж на два с половиной часа. Но при этом есть целый ряд всяческих "но". Это и то, что Средневековье Кавани довольно условное: тут и обнажение персонажей без конца и краю, и современные стрижки, и, вероятно, ещё много чего, ускользнувшего от моего внимания. И небрежность в деталях, вызывающая досаду: татуировки у Франциска на руках, мертвые, чьи веки дрожат, матово сияющее лицо Клары ( такое бывает при регулярном использовании хорошей косметики, но откуда такая кожа у монахини?). Но все бы ничего, если бы не главное "Но": все-таки люди, подобные Франциску Асизкому - вне зависимости от того, как мы относимся к их системе ценностей -живут очень напряженной духовной жизнью. Ну не вижу я этого в игре Микки Рурка. Не вижу ничего того, чтобы подняло его персонаж над общей массой. Франциск Асизский центральная фигура всего повествования, а не возникает ощущения, что это какая-то значительная, неординарная личность. В результате складывается впечатление, что мне рассказали более менее добросовестно о ком-то, непонятно почему привлекшем к себе внимание. А ведь герой картины как бы мы его не называли - святой, идеалист, фанатик - был фигурой. Однако после просмотра фильма Кавани трудно понять почему же его не забыли через год-два после смерти, как забыли многих и многих других.

Разумеется, все это мое имхистое имхо.

Изменено пользователем makara
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Основательное, с замахом на эпичность повествование аж на два с половиной часа. Но при этом есть целый ряд всяческих "но". Это и то, что Средневековье Кавани довольно условное: тут и обнажение персонажей без конца и краю, и современные стрижки, и, вероятно, ещё много чего, ускользнувшего от моего внимания. И небрежность в деталях, вызывающая досаду: татуировки у Франциска на руках, мертвые, чьи веки дрожат, матово сияющее лицо Клары ( такое бывает при регулярном использовании хорошей косметики, но откуда такая кожа у монахини?). Но все бы ничего, если бы не главное "Но": все-таки люди, подобные Франциску Асизкому - вне зависимости от того, как мы относимся к их системе ценностей -живут очень напряженной духовной жизнью. Ну не вижу я этого в игре Микки Рурка. Не вижу ничего того, чтобы подняло его персонаж над общей массой. Франциск Асизский центральная фигура всего повествования, а не возникает ощущения, что это какая-то значительная, неординарная личность. В результате складывается впечатление, что мне рассказали более менее добросовестно о ком-то, непонятно почему привлекшем к себе внимание. А ведь герой картины как бы мы его не называли - святой, идеалист, фанатик - был фигурой. Но после просмотра фильма Кавани трудно понять почему же его не забыли через год-два после смерти, как забыли многих и многих других.

Разумеется, все это мое имхистое имхо.

 

Моё ИМХО как нельзя более совпадает с твоим ИМХОм касательно впечатлений от фильма. Именно что лакированая чисто киношная история, которая не показывает, а рассказывает, этак так безэмоционально и академично: вот жил-был такой человек, родился он там-то и там-то, занимался тем-то и тем-то, а родственники у него были те-то и те-то и т.д., вся эта приамбула очень подробна и одновременно истинно "по-киношному" условна, как ты правильно заметила, а самой сути-то особо не видать, само озарение, просветление, сделавшее этого человека самым известным и любимым католическим святым - где оно?

 

Вообще такие святые, как Св.Фарнциск, Св.Екатерина, Св.Тереза были совершенно невероятными личностями даже в их чисто земной ипостаси, сложными, на наш взгляд даже весьма противоречивыми, прекрасно сочетающими в себе казалось бы несочетаемые вещи - жесткую аскезу, отрешение и бесконечное восхищение этим миром, созданным Богом, радость жизни, не смотря на тяжелейшие физические страдания, мистические откровения и доскональное знание земных политических дел, диктовали стансы своих духовных видений и одновременно письма королям и папам на счет переноса папского престола из Авиньона в Рим (например, Св.Екатерина) или прочие стратегические решения (и их слушали), создавали монастыри и ордена, очаровывая и привлекая на свою сторону умных, образованных и изначально довольно циничных людей...Мощь духа и полет души запредельные...Ну и где тут "мощь духа", где это бесконечное восхищение непостижимостью замысла Божьего и созданным Им миром? Рурк потенциально довольно удачно выбран на эту роль, зачатки образа поданы неплохо, но глубинного развития нет и в помине, его роли в "Завсегдатая бара" или в "Бойцовой рыбке" получились куда ближе к сути Св.Франциска, чем в этот разухабистом эпике. Кукольно-викторианская мордаха Бонем Картер вообще и к селу ни к городу, если бы её не было , фильм ничего не потерял бы (впрочем, и не приобрел). Я бы назвала это скорее псевдоисторическим кинополотном, имя которым легион, но уж никак не откровением о величайшем святом западного мира. Жаль, Кавани вообще-то всегда снимала жесткие неоднозначные, даже в какой-то мере провокационные фильмы, здесь бы её "нестандартный" взгляд на мир весьма бы пригодился, странно видеть её имя в этой политкорректнейшей патоке.

 

Меня не покидало ощущение, что фильм сделан на заказ, к 50-летию покровительства. В 1939 году Ватикан объявил Франциска Ассизского покровителем Италии

 

Вот и меня терзaют смутные сомненья по этому поводу, уж очень все это смахивает на гладенький официоз, создатели, похоже, вообще не втыкают, о чем и о про кого снимают, а Кавани взялась за тему исключительно как за возможность воинствующей атеистки-феминистки всласть потоптаться каблучищами по "грязному/темному средневековью", вот и получили в итоге, как говорит один небезизвестный юзер, этот соплефуфел.

Изменено пользователем serenada12
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... лакированая чисто киношная история, которая не показывает, а рассказывает, этак так безэмоционально и академично: вот жил-был такой человек, родился он там-то и там-то, занимался тем-то и тем-то, а родственники у него были те-то и те-то и т.д., вся эта приамбула очень подробна и одновременно истинно "по-киношному" условна...

... уж очень все это смахивает на гладенький официоз ...

И даже историю основания ордена францисканцев авторы ухитрились показать как бы на периферии повествования, хотя вроде бы она - эта история - у них в центре. Как это у них получилось уму не постижимо, но получилось.

Гладенький официоз - очень точное определение впечатлений от этой картины.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сегодня, наконец, посмотрела.

Недостатки и недосмотр в деталях, безусловно, есть, но хотелось бы сказать о большом достоинстве, которого как-то совершенно от этого фильма не ожидала (репутация Кавани мешала, репутация Рурка мешала...).

Получилось, на мой взгляд, показать, нечто вроде второго явления Христа людям (Рурк, к счастью, не выглядел в этом ракурсе дико; вообще, сыграл, на мой взгляд, очень хорошо). Франциск ведь очень во многом подражает Христу - не случайно у него потом появляются стигматы. Когда Франциск начинает "странно" вести себя в храме, невольно вспоминаешь, что ведь и Христос по понятиям своего времени, весьма странно вел себя в храмах. Когда Франциск "богохульствует", называя себя Сыном Божиим... Опять же понятно, к чему это отсыл. Но главное, пожалуй, образ жизни. И та пропасть, которая неминуемо лежит между образом жизни любого "нормального", даже самого бедного и самоотреченного в служении ближним человека, и той тропой следования евангельским заветам, которой решился пойти Франциск.

Сегодня богатые туристы из разных стран с благоговением смотрят на рубище Франциска Ассисзского, хранящееся в Реликварии Собора в Ассизи, и многие чувствуют в душе некое дуновение религиозного чувства, но никому, пожалуй, даже в голову не приходит, насколько все мы далеки от вот этого образа жизни, от отчаянной смелости буквально, a la lettre, следовать образу жизни Христа и первых христиан.

Мне понравилось то, как в фильме показано это великое и святое безумие, эта попытка - удачная попытка - возродить ценности первых христианских общин посреди цветения и богатства средневековой Умбрии. Как много мужества нужно было для этого, и как мы, вместе с большинством современников Франциска, безнадежно далеки от этого мужества.

 

Кавани не показала нам самое главное - любовь между Франциском и Кларой, которой посвящена масса легенд. "Чистая любовь" по-альбигойски, о которой Франциск знал с самого раннего детства из песен трубадуров, но примеров которой он не видел вокруг. Этой любви между мужчиной и женщиной, посвятивших себя богу и давших обет целомудрия, и вызывавших в городе немало грязных сплетен, нет в фильме. Видимо, Кавани слабо верит в такую любовь, ей проще снимать об извращенной любви;). А между тем, однажды жители Ассизи проснулись осенней ночью от знойного ветра. Решив, что город горит, выбежали на улицы, но ничего не горело. Тогда они пошли туда, откуда дул ветер. Там на холме сидели Франциск и Клара, мирно делились трапезой и говорили о Боге. (Это мог бы здорово снять Пазолини:sad:)

 

Какая потрясающая история, Анатоль, спасибо! Это что-то в стиле магического реализма...

 

Радость жизни.

Больше всего меня напрягло в этом произведении, что Кавани не показала того самого главного, что Божий Скоморох привнес в христианство, а именно - радость жизни. Она умудрилась даже забавную легенду со снежными бабами и детьми, которых Франциск лепил со смехом, сделать с надрывом и экзальтацией. И постоянно он у нее хнычет и рыдает, хотя мало, кто видел его слезы. Даже, когда ему выжигали коленным железом глаза (средневековое лечение слепоты), он улыбался и называл огонь своим братом... Вообще снимать о Франциске в коричневых тонах францисканской рясы настолько тупо и примитивно, что даже не хочется это обсуждать. И нарочитое, постоянное окружение нищих, убогих и прокаженных в процветающем торговом центре Италии, из той же оперы. Ну, и, конечно, невероятные способности Франциска в общении с животным миром, приручение волка-людоеда, часовые проповеди ласточкам и голубям, которые завороженно его слушали - такие пустяки не интересны Лилиане. Она в них, скорее всего, не верит.

 

Согласна с вышесказанным. Вот это отсутствие радости - на мой взгляд, главный недостаток фильма.

Наверное, просто слишком велика эта личность - Святой Франциск, чтобы впихнуть хотя бы в трехчасовой фильм все ее грани. Наверное, это в принципе не очень возможно.

 

P.S. Анатоль, сейчас еще раз читаю весь твой великолепный пост и получаю массу удовольствия и знаний. Спасибо за такую великолепную работу, открытую эпиграфом из Честертона. Искреннее спасибо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пересмотрела еще раз.

Отношение, скорее, ухудшилось, чем улучшилось. Стало заметнее, как провисает вторая часть, которая начинается с какой-то резкой склейки: вот только что паломники со всех краев тогдашней Европы приходили поклониться Франциску и поцеловать его руки, а вот уже они чего-то довольно грубо от него требуют (конкретно - устава они требуют), и высказывают претензии с интонациями мафиози из итальянских фильмов про мафию.

Тут, конечно, имеется отдельный провал, т.к. сложно поверить, что люди, настолько захваченные обаянием идей Франциска, которого они никогда не видели, что добровольно отказались от имущества и положения в обществе, превратились в бродяг и нищих, теперь, став его братьями, вдруг начинают его чуть ли не оскорблять - раздумали быть францисканцами, видимо...

Так вот, с этой склейки начинается история полусказочная, полулегендарная, заканчивающаяся на высокой ноте обретения стигматов.

И тут случается предсказуемая вещь: пока Кавани снимала про жизнь, она еще худо-бедно справлялась (можно было, скажем, перенести на Франциска опыт хиппи, тоже уходивших из семей, отказывавшихся от материального, - это была понятная тема...) А когда Кавани, явно человек не верующий, вступает в область прямого общения Франциска с Богом, с чудом, начинаются провалы и косяки.

В результате Франциск получает стигматы после фактически истерики (он там плачет и кричит Богу: "Говори со мной! Говори со мной!") - а потом, очнувшись, обнаруживает у себя Дар: стигматы.

Получается, что Бог дал их, как бы отмахнувшись: ну на, на, успокойся только.

 

И еще один крайне важный момент (может быть, главный): фильм Кавани не отвечает на вопрос, что же такого дало учение Франциска людям, почему он стал таким почитаемым и любимым святым, покровителем Италии. Кавани и не может на этот вопрос ответить, она сама не знает. В ее фильме можно увидеть ту "выгоду", которую получили сам Франциск и его братья, избрав путь аскезы: они прямо говорят о том, что, избавившись от богатств, стали свободны, утратили страх перед жизнью.

Но что дало это самопожертвование (не считая минутных радостей раздачи богатств беднякам) другим, тем нищим и прокаженным, с которыми они побратались?

С точки зрения человека неверующего все это и впрямь выглядит абсурдно. Разумнее было бы продолжать заниматься торговлей, богатеть и пускать как можно больше денег на благотворительность: дать несчастным нищим хорошие, крепкие дома и еду, дать больным врачей и т.п.

Но деяния Франциска неразумны: они выше разума, глубже того, что можно постичь с помощью здравого смысла. Это измерение в фильме отсутствует. Зрителю трудно вынести из просмотра ответ на вопрос: зачем он все это делал. Что привлекало к нему сердца, почему и за что его так любили - ведь не только же за то, что он снизошел до нищих, уйдя в народ. Тут сложнее: Франциска и сегодня любят и бедные, и богатые... За что - вот на этот ответ в фильме нет ответа. Там, где кончается рассказ о жизненных обстоятельствах, и начинается разговор на уровне метафизическом, фильм резко начинает пробуксовывать, он не знает языка, на котором надо вести этот разговор.

 

Вообще, сложилось впечатление, что актеры - Рурк и Бонэм-Картер - часто понимали, что играют, лучше, чем Кавани понимала, что снимает.

 

Но. Но с другой стороны, все-таки попытка рассказать о Франциске, заставить думать о нем не получилась совсем уж неудачной.

И совсем удачной она в принципе вряд ли могла быть: не представляю себе режиссера, который смог бы адекватно отобразить личность и историю Франциска. Не случайно о нем (как и о Жанне Д'Арк, как и о Христе) снято столько фильмов, и все они, в общем-то, несовершенны. Не того масштаба эти фигуры, чтобы их можно было впихнуть в фильм.

Так что хотя бы за попытку стоит сказать "спасибо", что я и делаю.

Изменено пользователем Andrea-588
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...