Тот неловкий момент, когда режиссер заявляет, что против насилия в кино - и снимает фильм, до краев наполненный бессмысленным садизмом.
Ладно, ладно. Кое-кто может сказать, что донести смысл иначе было нельзя - но в чем он заключается, этот смысл? В том, что обилие насилия на экране формирует умы, подобные умам этих юных ублюдков, которые мочат невинных людей с покерфейсом и чуть ли не во время приготовления ужина (явный образ этого - заляпанный кровью телевизор в одной из тяжелейших сцен за фильм)? Нет, ну в таком случае понятен праведный гнев ужастикофилов, которые заявляли в отзывах "мы понимаем разницу между экранным насилием и настоящим и даже на экране не хотим видеть, как кто-то бессмысленно и беспощадно убивает детей". Как-то я привыкла, что насилие на экране оправдывается сюжетом, идеей и развитием персонажей (есть, конечно, и тупые извращенные мясорубки без смысла и сюжета, но они и до широкого проката редко добираются, и комментируют их обычно в ключе "это ни о чем, не тратьте время").
Можно воспринимать парней-маньяков не как живых людей, а как некий символ; режиссер явно пытается намекать, что аудитории (разговоры со зрителем, все такое), но тоже не получается - именно по описанной причине: мы болеем за семью, мы согласны на испытания для них ровно в той степени, в какой еще сохраняется какой-то смысл, мы не хотим себя соотносить с этими маньяками. Скорее уж эта парочка - образ самого режиссера, который точно так же целенаправленно мучает аудиторию, раз за разом вырывая у нее из рук всякое право на надежду.
И еще: кое-кто говорит, что режиссер здесь показывает ужас ситуации глазами жертв, а я вот вижу обратное: то, что убийства происходят за кадром, показывает их как что-то неважное, несущественное, даже та упоминавшаяся выше сцена построена как? Сначала один из маньяков с каменной рожей режет бутерброды, пока за кадром раздается выстрел и крики, потом тот самый телевизор, а потом общий план гостиной, и камера фокусируется на чем угодно, только не на трупе и не на шокированных жертвах. И лишь за этим режиссер начинает накручивать, заставляя нас рассматривать эту сцену в упор и долго: вот, мол, прочувствуйте, какие ужасные люди это сделали, как всем плохо и т. д. И ведь все равно получилась сцена, которой, несмотря ни на что, очень удобно щекотать нервы - она отвратительная, тяжелая, но именно поэтому в каком-то нездоровом смысле притягательная, потому что насилие в ней более утонченное, не в "лоб".
Технически фильм снят, конечно, хорошо, как психологическому триллеру - твердая пятерка (ощущение угнетенности несколько дней держалось), актеры играют отлично (мне очень врезался в душу момент, когда отец понимает, что маньяки вернулись в дом, такой искренний ужас в лице!), но в плане смысла, на мой взгляд, вышла промашка. Судя по тому, что режиссер это свое детище явно очень любит (о чем и покадровый ремейк говорит), сам он так не считает. Хотя люди разные, и если у него получилось спровоцировать хотя бы пару голов на какие-то положительные размышления, будем считать, что оно того все же стоило.
P.S. Очень хорошо от фильма помогла отойти "Песня про добро" Уральских пельменей, даже жаль, что сам Ханеке ее не услышит :lol: