Коста-Гаврас / Costa-Gavras
Греческий кинорежиссер и сценарист русского происхождения. Родился Гаврас в Аркадии, Греция (Arcadia, Greece) 12 февраля 1933 года. Отец Гавраса состоял в левом крыле греческого Сопротивления; в конечном итоге он был арестован по подозрению в связях с коммунистами. Арест отца закрыл перед Константином немало путей – так, он лишился возможности поступить в университет или перебраться жить в Штаты. Впрочем, продолжить учебу за границей Константин все же сумел, хотя ему и пришлось ограничиться Францией (France). Учился в Сорбонне, затем получил высшее кинематографическое образование в институте ИДЕК в Париже. Был ассистентом режиссеров Р. Клера, А. Вернея, Ж. Деми, Р. Клемана. В 1965 г. дебютировал как режиссер, экранизировав детектив С. Жапризо «Убийцы в спальных вагонах». Детективно-криминальная, напряженная интрига присутствует в большинстве других фильмов режиссера, в т. ч. основанных на документальных материалах. Мировую славу он получил как мастер политически ангажированных лент, которые пытались использовать в своих целях режимы разной ориентации.
Пока режиссер рассказывал о диктатурах в Греции в фильме «Дзета» (1969; премия Каннского кинофестиваля и «Оскар» за лучший иноязычный фильм), в Уругвае – в фильме «Осадное положение» (1973), в Чили – в фильме «Пропавший без вести» (1981, США; главный приз Каннского кинофестиваля и премия «Оскар») или о режиме Виши в годы оккупации Франции – в фильме «Специальный отдел» (1975; приз Каннского кинофестиваля), активно поддерживался в СССР. Но его картина «Признание» (1970, с участием И. Монтана) по автобиографическим запискам А. Лондона, члена правительства Чехословакии и одного из обвиняемых по делу Сланского 1951 г., вызвала раздражение у советских властей.
В своих фильмах режиссер целен и бескомпромиссен, поскольку Гаврасу важен не столько политический аспект событий, сколько гуманитарный пафос. Ему интересен человек, сталкивающийся с проявлениями тоталитарной власти, как бы она ни называлась – режим «черных полковников», гитлеровский фашизм, сталинский социализм, латиноамериканская хунта. Как неравнодушный художник, принимающий близко к сердцу чужую боль, он одержим стремлением отстаивать права человека, гуманное отношение и терпимость к каждой индивидуальности. Даже в более камерных лентах, таких как «Ханна К.» (1983, США), «Предательство» (1988, США), «Музыкальная шкатулка» (1989, США; главная премия Берлинского кинофестиваля), «Маленький апокалипсис» (1992) он показывает как история, политика, общество, институты власти, партии влияют на судьбу частного человека.
Будучи гражданином мира и снимая кино в разных странах, получил признание как космополитический в лучшем смысле слова, истинно гуманистический художник, которого волнует глобальная борьба добра со злом, а не одни лишь политические страсти. Словно вопреки названию его раннего детектива «Один человек лишний» (1967), никто из героев не является для этого постановщика лишним и посторонним. Премия «Сезар» (2003) за «Лучший оригинальный сценарий», приз 35-го Московского международного кинофестиваля «За вклад в мировой кинематограф» (2013).
В период с 1982-го по 1987-й Коста-Гаврас занимал пост президента Французской Синематеки – крупнейшего в мире архива фильмов и связанных с кино документов; в 2007-м Гаврас вернулся на эту должность и продолжает занимать её и по сей день.
ФИЛЬМОГРАФИЯ: