Казалось бы, будучи админом групп по Blade Runner и Dune, мне сулило стать либо горячим обожателем, либо лютым хейтером новых опусов режиссёра, но так вышло, что в итоге обе картины прошли через меня совершенно спокойно. То есть это вовсе не плохое кино, но и шедеврами лично я бы точно называть не стал. По-прежнему считаю вильневские триллеры (Пленницы-Сикарио) лучшими в его карьере. Да, в «Дюне» по традиции визуал получился отменным, местами некоторые сцены завораживали постановкой, да и к VFX вообще не придерёшься. Всё что касается технической стороны вопроса сделано на таком высоком уровне, который может сейчас показать Голливуд в противовес тоннам палевного мультяшного графона в кинокомиксах. Но вот по поводу адаптированного сценария… Мне как читавшему роман слишком резко бросались в глаза ножницы. Создатели вырезали детали книги и целые эпизоды, чтобы соблюсти динамичный темп повествования и уложиться в заданный хронометраж. В идеале хотелось бы мини-сериал с такой же богатой постановкой, но на деле даже в первой половине адаптации не удалось сохранить все значимые моменты из первоисточника. Ну ладно там внутренние монологи и театрализованные сцены с диалогами, которые плохо сочетаются с кинематографичностью, мне больше обидно за персонажей, которых обделили экранным временем (к примеру, барон, ментаты обоих домов). Даже в той ранней версии сценария был любопытный эпизод
В целом прогресс по сравнению с 2049 есть: несмотря на почти 2,5 часа, смотрелось бодро; без провисаний в третьем акте и нудных заскоков на артхаус. Создатели хотели показать мрачную версию «Звёздных воин», отчасти им это удалось. Другой вопрос — а оно того стоило? Адекватно разжевать всю информацию о лоре «Дюны» именно для широкой аудитории очень сложно. Ещё сложнее сделать сейчас из «Дюны» что-то воистину уникальное, учитывая давность выхода книги и заимствования для тех же ЗВ. Это примерно, если снимать «Убик», досконально следуя тексту произведения Филипа Дика, а потом напороться на обязательные сравнения с «Матрицей» или «Началом» Нолана, потому что адаптация несколько припозднилась — идеи оригинала уже не кажутся такими свежими и уникальными, и их растаскивали все кому не лень. На фоне Вильнёва мне теперь не кажется нереализованная версия Хородовски такой уж безумной. Наоборот, уж лучше насиловать первоисточник по-полной, но с любовью, чем следовать чётким правилам студийной индустрии, пытаясь усидеть сразу на двух стульях. В последнем случае вы рискуете сварить конфету, вкус которой быстро забывается и вам остаётся лишь рассматривать красивую обёртку.
P.S. Хотелось бы увидеть сиквел. Больше ключевых персонажей, больше батла и пространства для грамотной отсебятины. А то партизанская война и восстание в книге Герберта описаны как раз куцо.