Пересмотрел, действительно, снято так что можно только догадываться о том, на каком ударе между 2-м и 37-м он умер. Но я не был бы слишком оптимистичен, к 37-му удару он наверняка успел трижды умереть, да и как персонаж он не располагал духовными ресурсами Сотникова, хотя и был физически поздоровее.
А про немца я к тому, что правота не может исходить из одной лишь готовности отдать жизнь за свою позицию, ведь её одинаково просто можно отдать и за родину мать и за третий рейх, и кто же тогда прав? Таким образом навязываемая тут необходимость отдать её, чтобы хоть чуть чуть устыдить Следователя и вселить воодушевление в мальчика в красноармейской шапке, не имеет смысла. Ведь не устыдились же красноармейцы видя как фашисты давали пример гитлерюгенду, как фанатично защищали Берлин и спасали от позора поражения тех, кто был готов сдаться. Мы в той воне правы не потому, что совершали харакири, ведь немцы их тоже совершали, а потому что мы не агрессоры и не отличились хреновой тучей сожжённых деревень, газовыми камерами и другими прелестями.
Только не думайте что я против любого самопожертвования, я за умное самопожертвование, а не идейное. Я допускаю что когда твоя жизнь начинает стоить жизни другого, то можно и допустить мысли о том, что вдруг после смерти что-то есть, а если и нет ничего, значит некому будет и страдать от этого. Но эти мысли должны появляться только когда от твоей жизни или смерти реально что-то зависит, а не быть с самого начала главенствующими и подстрекать побыстрее умереть при каждой удобной возможности, когда жизнь рискует пойти не в том направлении, в котором хочется, и лучше маленькая надежда на что-то после смерти, чем такая жизнь. Что мешало Рыбаку сбежать при любом удобном случае обратно к партизанам не успев совершить ничего непоправимого? Пень, повторюсь, мог держать любой другой из присутствующих на казни, но висело бы пятеро вместо четырёх. Отказался бы он действовать по приказу немцев когда жизнь гражданских стала бы зависть от него, выпустил бы отчаянную очередь по ближайшим немцам, пусть даже и не задел бы никого, неважно, чем не самопожертвование? Или пробовал бы бежать, ну и погиб бы под пулями немцев или от рук партизанов, один из которых видел как он держал пень, чем не самопожертвование? Какая разница как умирать, подержав пень и иметь возможность сбежать, продолжить воевать с немцами и даже прожить жизнь, или же тупо повиснуть вместе с остальными? Ведь никто из тех, кто видел как он держал пень, не будет свидетелем или судьёй на божьем суде?
Теперь приступлю к оправданию моих кривых сравнений. По "Иди и смотри" и "Город жизни и смерти" выше написанное должно прояснить мою позицию, я считаю. Единственное что хотелось бы отметить, так это то, что герой из ГЖИС, который в итоге пожертвовал собой, заботился не о своей шкуре, а о своей семье, и сделал это не очень то умно, потому что результат сотрудничества оказался негативным и для тех, кого он сдал, и для тех, для кого он старался. Это тоже поучительно, но я думаю что это ведёт не к тому, что выживать не надо, а к тому что выживать надо грамотно, а не как генерал в конце "Иди и смотри", а когда возможности выжить нет, то лучше действительно не пытаться, как приговорённые к расстрелу сдавшиеся китайские солдаты, которым никаких предложений со стороны японцев не следовало. В их случае ошибкой было сдаться, сражаясь у них всяко больше было шансов на выживание. Хотя если вспомнить, то и там умудрялись выжить. Ну а весь остальной фильм - это пример грамотного выживания и его героизация.
Теперь по поводу Иствуда. Генерал никого за собой не тянул и, если правильно помню, запретил харакири. В то время как японское войско, на 95% состоявшее из Сотниковых, не выполнило приказ и подорвалось, и тянуло за собой остальные 5%, к коим и принадлежал гг, и из этих 5% он выжил, кажется, один. Если не прав, напомните как было.
Про Армию теней, не понимаю что неясного в сравнении. Фильм заканчивается смертью персонажа от рук сопротивления за то, что он пошёл на компромисс, который вроде даже сильного урона сопротивлению не нанёс и убить решили просто из принципа. В чёрной книге аналогичная ситуация, хороший немец идущий на компромисс и шпионка сопротивления, которая вообще не при делах, отгребают от голландского сопротивления больше, чем сами фашисты, которые сохранили за собой после поражения право расстреливать тех, кто из немцев был на стороне сопротивления.
Ещё добавлю про откинутое одеяло. Под одеялом, я так понял, имеется ввиду сено на чердаке, в котором они прятались? Тогда непонятно что мешало немцам найти расстреляные трупы и уже после вздёрнуть женщину за укрывательство? Опят же какой смысл был в готовности Сотникова молча погибнуть под пулями?
Вроде отбился. Парируйте.