Сериал норм, можно смотреть. Проходите дальше.
Короткий отзыв для тех, кто не любит много букв.
А теперь длинный..
Гора повесточного тлена, под ногами бессмертной классики.
Флэнаган - человек, о котором я бы сказал, "лучше бы он был тупым как и все остальные из его вида". Стратегически, было бы лучше и безопаснее, если бы группу творцов-сценаристов, продвигающих "прогрессивное" искусство, представляли люди, типа Лорен Хисрич или те, Dumb & Dumber, т.е. Пейн и Маккэй, шоураннеры амазоновского ВК. Когда подобные им, пишут свою отсебятину, паразитируя на талантливом творчестве оригиналов, дополнительно заливая это, повесточным, левым, калом, то как бы, большинство зрителей, включая меня, не плевались от конечного продукта, где-то там, в перспективе, такое "искусство" и забивает гвозди, в гроб, этой самой левой повестке. Деградация МСЮ, можно привести как пример.
Другое дело, такие как Флэнаган. Он стоит, скорее на полярном, от какой-нибудь Хисрич, точке творческого полюса. Опасный тип, который имея талант, использует его, для темной стороны силы.
Сабж - конечный продукт, где творческая отсебятина автора, построенная на фундаменте оригинальной классики, той эпохи, что так ненавидят "прогрессисты", и приправленная повесточной диареей. И как это не странно но результат вышел скорее хорошим, чем плохим.
Всё дело в том, что отсебятина отсебятине рознь. И талант того, кто адаптирует исходный материал, очень важная переменная.
Нельзя не отдать должное Флэнегану, он умеет работать с текстами. В принципе он это уже ярко доказал на примере Хилл Хауса. И только из-за, значительно меньшего объема, повесточного мусора, в том сериале, я ставлю сабж вторым, по качеству, в его листе работ.
Если спросить, что я вообще помню из моей школьной программы, зарубежной литературы, то произведения Э.А. По - это будет то единственное. Они выделялись совершенно другой тональностью и наполнением, что и отпечаталось в памяти. И нужно сказать, что Флэнаган заслужил даже больше комплиментов, так как чаще всего, адаптации творчества По, имеют крайне спорное качество. Не так много экранизаций По, получались хорошими. А если быть совсем честным, то сериал, в своей истории, даже более увлекателен, чем оригинальное произведение, на которое отсылается, в основе.
То что выдал Флэнаган, вне повесточных моментов, это очень качественная переработка и заимствование всего творчества По, в целом, (понятно, что не всех его работ). И очевидно, что это было лучшим решением, так как адаптировать только одно произведение, сильно сковало бы руки. Почти все экранизации "Дома Ашеров" имели свои переиначивания, но только в рамках одного произведения. Поэтому имели не самую большую известность, так как исходный материал не давал развернуться. Флэнаган это просек и решил гулять по полной.
Каждая серия, так или иначе, переработка других произведений писателя. Имена ключевых персонажей, тоже отсылки работам По.
Ну и куда же без поэзии? Которая тоже сюжетно обоснована, стараниями шоураннера.
Всё это, оригинальная классика, плюс талант адаптации от Флэнагана, делало бы сериал, очень культурным продуктом. Но смешав всё вышеозначенное с тем, что лежит в основе "марки качества" от Нетфликс, сериал, в каждой серии подвергается проверки на прочность. Для меня, он эту проверку прошел, так как гора повесточного тлена, который рано или поздно падет, как и проклятый дом Ашеров, не перевесил по значимости бессмертную классику По. А лучшие черты таланта, качественной адаптации, от шоураннера, даже усилили историю.
Флэнаган как будто, правой рукой делает всё, чтоб его работа была максимально культурно значимой, с долгим сроком годности, а левой рукой пытается её изуродовать, до уровня одноразового рулона, туалетной бумаги. Но видимо он правша и та его рука имеет бОльшую силу.
Немного по персонажам.
Геи>фемки. Первые хотя бы любят мужчин.)
То как "прогрессивные" образы, дают, скорее обратный эффект, от сюжетно задуманных, их автором, находясь в шаге от комичной, нежели убедительной аллегории, можно увидеть на примере персонажа Дюпена.
История Флэнагана, которая должна, в кульминации, служить некой поучительной притчей, соответственно противопоставляет, анти ролевую модель Родерика Ашера с морально, ролевой моделью Огюста Дюпена. Посыл о том, что деньги портят и не в них счастье, а главное - любимый человек рядом, всё это смысл, финального монолога Дюпена. И вроде как зритель должен этим проникнутся и согласится.
Сюжетная недоработка как минимум в том, что мы не видим, что из себя представляет этот любимый человек Дюпена. Сюжет продает нам фантома, кота в мешке. То есть даже для гей-зрителя, счастье, которое рекламирует Дюпен, не визуализировано, а это важно. Было бы забавно если бы, в финальной сцене Огюст приходит домой и после слов "милый, я дома", из кухни, в фартушке выходит сам Флэнаган, в роли домашнего мужа. И после крепкого поцелуя, камера делает медленный отъезд на общий план дома. Такой себе, более прогрессивный финал чем у Эндгейма, с консервативным Кэпом-Пегги.
Но если вспомнить что геев, в целом, едва набирается до 10% от популяции, то массовому зрителю ещё сложнее, эмоционально купить, пусть и хороший товар, но от такого продавца. С одной стороны, белый гетеро, проживший более 70ти лет, и больше половины своей жизни в роскоши. С другой стороны, черный гей, образец счастливой жизни, которой мы так и не увидели, но пытающегося продать это самое бедное счастье. Тут как бы, сразу хочется дать совет, "найдите другого продавца, у этого мало кто купит". Поэтому финальный нравоучительный монолог Дюпена, имеет минимальный отклик в сердце, а больше кривую ухмылку. В то время, как на контрасте, социальная жизнь Родерика, даже с учетом финала, не кажется таким уж плохим вариантом.
А самое смешное, что для арки персонажа, его сюжетной линии, в целом, не имеет никакого значения, какая у него ориентация. Но для этого, финального монолога, который непосредственно обращен к зрителю, это всё же имеет значение. То есть для сюжета вообще, не имело смысла делать его геем. А в ключевой, кульминационной сцене, имело смысл не делать его таким.
"Знаешь кем бы стал твой брат? Поэтом. Бедным поэтом, конечно."
Думаю, очевидным является то, что Родерик Ашер - это адаптация, современной версии, темного альтер эго Эдгара По. Поэтому обилие стихов, звучащих в сабже, не вызывает вопросов, даже если иногда кажется, что их многовато. Сам писатель, хоть и был известным человеком, но не смог избежать бедности, которая точно не добавила ему лет жизни и счастья. Когда Верна говорит о том кем бы мог быть Родерик в другой версии своей жизни, зритель сам может решить стоило ли оно того. Не факт, что будучи бедным поэтом, Родерик прожил больше чем в том варианте судьбы, что он выбрал, заключив роковую сделку. Сам Родерик не выглядит недовольным своей жизнью, за исключением стрессовой ситуации, что началась с момента череды смертей его детей. То есть он вполне наслаждался своим богатством.
И если бы он мог всё отыграть назад, выбрав жизнь условного, реального По, то далеко не факт, что он бы это сделал. Он бы конечно захотел поменять условия сделки, но не отказаться от богатства в пользу жизни бедного поэта. И мне кажется что большинство зрителей тоже.
Флэнаган мастерски прописал Родерика, но не смог разрушить соблазн богатства в пользу бедности, потому что в сериале нет демонстрации "Рая в шалаше". Жизнь Родерика с его женой, когда они теснились в маленькой квартире, не выглядит заманчиво, о чем говорил даже молодой Огюст.
Таким образом левацкий нарратив о ужасных богачах, которые не понимают в чем истинное счастье, не нашел сюжетного убедительного воплощения. Лучше бы сценарист дожал тему того, что богатство и власть всегда замешаны на преступлениях и злоупотреблении положением. И на этой базе, прописал финальный монолог Дюпена. Тогда моральная дилемма, была бы более усложнена для зрителя.
Но в целом Ашеры, брат и сестра, прописаны очень хорошо.
Флэнаган может в сценарий, когда задействует светлую сторону своего таланта. Монолог про лимоны уже стал знаменитым. Финальный монолог в церкви Аннабель Ли тоже хорош, как и ещё ряд диалоговых сцен разных персонажей. Здесь Флэнагану только респектуешь.
Даже с повесточной частью не всё так плохо. То что история перенесена в современность, амортизирует кринж от тех вещей, что его усиливает в фэнтези, типа ВК, Ведьмака или Дома Дракона.
Допустим, обычно нетипичный, для этой кастовой группы, мультирасовый состав семьи Ашеров, на фоне какой-нибудь Меган Маркл, тоже можно пропустить сквозь пальцы. Также как бисексуальные развлечения Лео Ашера, вполне отвечают психологическому портрету таких людей. То есть во многом Флэнаган сделал правильные изменения для своей адаптации. Проблема, что он пересолил, с этим. В Хилл Хаусе, баланс с повесткой, был гораздо лучше, а тут прям от души навалил, где надо и где не надо.
Даже в таких моментах Флэнаган делает отсылки к По. Тайный поклонник, черная фигура, посещавшая могилу По и оставлявшая там бутылку коньяка. У По были проблемы с алкоголем. Символично, что именно такой предмет, Верна решила оставить возле Родерика.
Как раз о ней. Противоречивый персонаж. Сначала я думал что это некий Джин. Потом, что это вариация, условного Гюнтера о'Дима. На выходе оказалось нечто странное. Проблема Верны только в одном, - это её нравоучительное давление на людей, которых она же и "благословила" удачей. То что она ставит себя в позицию морального полицейского и толкает осуждающие речи, отчитывая жертву за её грешки, это выглядит крайне странно.
Верна знала, что из себя представляют Ашеры. Она знала что такие люди падки на соблазн власти и денег. Она сама инициировала встречу с ними. Она сама соблазнила их своим предложением. Она прекрасно знала о последствиях, дав Ашерам иммунитет от наказания за любое зло.
Дождь из трупов, который Верна показала Родерику, это и её вина. Этого дождя не было бы, если бы она не подстроила их встречу тогда. Она соблазнила маньяков возможностью, десятилетиями, безнаказанно убивать. А теперь такая стоит и морально отчитывает их.
Если бы её персонаж, наслаждался злом как о'Дим или был нейтрален в своем отношении, то это было бы гораздо лучше и последовательнее.
А так она выглядит лицемеркой и просто непонятно кем.
Что ей нужно? Зачем она заключает эти договора со злодеями, а потом полощет им мозг, тем что они убили столько людей? Она выглядит как избалованное мистическое существо, которое не знает чем себя развлечь, но не хочет брать на себя ответственность за зло, которое происходит по её прямой вине.
Её персонаж скорее топорно прописан и недоработан, в раскрытии мотивов и характера.
Единственный вопрос к Артуру Пиму, почему он смирился с судьбой даже не попытавшись изменить её? Получив инфу от Верны, что ему угрожает, и наводку, в каком направлении искать компромат, он имел время и ресурсы чтоб найти ту папку. С его скилами шансы были неплохи. Но он просто ничего не сделал.
В остальном же персонаж, хоть и перспективный но не раскрыт, как тот же Майк из ББ.
В целом всё. Сериал понравился, несмотря на все "прогрессивные" испытания, которым меня подверг Флэнаган и Нетфликс. Моя слабость - любовь к сюжетам о капиталистах. Поэтому готов терпеть многое. Против мистики ничего не имею. Ну и моё отношение к По, тоже сыграло роль. Ну а Флэнаган, там где руководствуется мозгами, могет в качественную адаптацию и талантливо переиначивает исходники. Соответственно из-за этого, после Хилл Хасу, мне сабж, второй лучший у автора.