Безжалостная сатира
"Правосудие для всех" можно смело сравнить с плевком в физиономию несовершенной системы правосудия. Норман Джуисон снял сатиру, жесткую и откровенную сатиру, поместив в свою ленту практически все образы, которые олицетворяют судебную отрасль нашего общества. Здесь вам и бессердечные судьи, и одержимые жаждой посадить кого угодно за решетку прокуроры, и адвокаты, которые не в состоянии справиться с собственными проблемами, но берутся решать чужие, и многое-многое другое. Представлено все это немного утрировано, однако, я полагаю, максимально приближено к истинному положению дел. Основной акцент сделан на безжалостной бюрократии и слепом следовании формальностям, которыми одержимо практически любое правительственное учреждение. И подобный подход приводит к ужасающим своей нелепостью случаям, когда, если взять ситуацию из фильма, невиновный парень полтора года сидит в тюрьме из-за того, что доказательства его невиновности поступили на три дня позже установленного срока.
Быть адвокатом
В ленте Нормана Джуисона великолепно продемонстрирована гнусность адвокатской этики, когда приходится защищать даже преступников, вина которых не поддается никакому сомнению. И даже если ты знаешь наверняка, что сидящий перед тобой человек виновен, ты непременно должен защищать его до потери сознания, используя различные уловки и лазейки рвущейся по швам системы. О какой справедливости может идти речь, если даже для элементарной человечности места не остается?
- Это была великолепная защита! Ведь мы все знали, что мой подзащитный виновен! Но я выиграл дело на формальностях.
- Да, это была блестящая защита.
- Сегодня ночью он вышел на улицу и убил двух подростков. Он сделал это снова.
И как после этого можно работать, когда знаешь, что стал едва ли не соучастником преступления? Это работа. Да, но до чего же отвратительная работа, если выполнять ее, строго соблюдая свои обязанности.
Аль Пачино
Как вы догадались, солирует в фильме исключительно гениальный Аль Пачино, которому не вручили Оскар за роль Артура Кёрклэнда по какому-то невероятному недоразумению, имя которому Тед Крамер. Любой уважающий себя поклонник Альфредо обязательно должен посмотреть "Правосудие для всех", потому что роль идеального адвоката и хорошего внука можно назвать одной из сильнейших в карьере актера. Некоторые сцены вызывают неподдельное восхищение и заставляют следить за каждым изменением мимики, за каждым движением или словом Пачино. Умеет все-таки Альфредо приклеить зрителей к экрану!
Второй план
И в целом актерский состав заслуживает самых лестных слов:
Великолепный комический актер Джек Уорден, сыгравший одержимого суицидальными идеями судью, который пытается застрелиться из огромного дробовика прямо в перерыве между заседаниями.
Чрезвычайно убедительный в образе жестокого судьи Джон Форсайт, большинству зрителей известный главной ролью в сериале "Династия".
Ли Страсберг в роли дедушки Сэма - времени его герою досталось маловато, однако он все равно успел запомниться.
Джефри Тэмбор, в последнее время засветившийся в "Хеллбое", сыграл, пожалуй, лучше остальных второстепенных актеров - его адвоката, помешавшегося рассудком, нужно видеть.
Лично мне лишним показался персонаж Кристин Лахти, но от этого не меняется тот факт, что сыграла она на хорошем уровне. Пожалуй, участие Кристин можно объяснить тем простым обстоятельством, что без нее "Правосудие для всех" можно было бы смело называть истинно мужским кино, а так - определенная долька женского обаяния в ленте присутствует.
Кому смотреть, и смотреть ли вообще?
Смотреть "Правосудие для всех" непременно стоит. Фильм получился веселый и грустный одновременно, какой и должна быть качественная сатира - вроде бы и смешно, а когда подумаешь, над чем смеешься, может сразу же проскользнуть нотка грусти. Смотреть хотя бы ради феноменальной игры Аль Пачино, использовавшего свой потенциал не на сто, а на все две сотни процентов. Лента Нормана Джуисона в очередной раз предоставляет шанс убедиться в том, как же кошмарно устроена судебная система. И пусть действие происходит в США, и пусть фильм снят 30 лет назад, думаю, с тех пор не многое изменилось, а если и изменилось, то отнюдь не в лучшую сторону.
Ложечка дегтя
И вот вроде бы все прекрасно, и финальный монолог Пачино, фирменный монолог Альфредо, усиливающий и без того мощное впечатление от просмотра, просто-таки вынуждает меня присудить ленте максимальный балл, но нет... один штамп бросается в глаза очень сильно. Это мне непонятно - минус сценаристам. Хотя плюсов все же на порядок больше.
Итог
Замечательная сатира с впечатляющей игрой Аль Пачино.
9 из 10