А трагизм жизни каждого отдельного человека? Трагизм эпохи, когда лучшие друзья отворачиваются от тебя потому что ты женат на поповской дочке? На бытовом уровне - как, например, заняться любовью, если все живут одним гамузом, в одной коммуналке? Это слепок эпохи. Сам режиссер, будучи сыном преуспевающего писателя- лауреата Сталинской премии- многие годы прожил в такой же примерно коммуналке.
Нереализовавшаяся актриса Русланова, несчастный, не вписывающийся в мир Миронов, главный герой- Болтнев- глубоко трагичная фигура- больной, почти инвалид.
"Вычистим землю - посадим сад"- не зря же он постоянно говорит об этом. Это образ мысли многих людей того времени, готовых смириться с нынешними тяжелейшими, в том числе и бытовыми, условиями жизни ради мифического светлого будущего.
Какой вам еще смысл нужен? В любом отличном фильме должен быть конфликт. И здесь он есть.
Между реальной действительностью и тем во, что верят герои.