Итак, Лора Бекитт, «Агнесса». Роман, который своими двумя частями вызвал совершенно двойственное впечатление. По идее и по аннотации: «первый роман молодой, подающей надежды писательницы. Любовно, со знанием дела воссозданный исторический фон (Америка XIX века, быт и нравы ее сельского захолустья, труд аляскинских старателей), глубокое проникновение в психологию героев, увлеченность сильными, романтическими характерами обещают захватывающе интересное чтение», - это должен был быть типичный женский роман. И поначалу события разворачиваются, словно бы, не далеко отходя от канонов жанра. К слову сказать, прорисовка характеров героев и изложение, стиль произведения вполне зрелые, читается легко, увлекательно. Здесь претензий нет. Вот только после завершения чтения очень хотелось, чтобы автор ограничился первой частью. Очень, но забыть вторую часть и сделать вид, что ее нет, уже не получится. И дело, наверное, даже не в отсутствии как такового хэппи-энда, который, я считаю, все же обязателен для литературы подобного рода, а иначе какой в ней смысл. А в том, что нельзя так просто взять и исковеркать судьбу главных героев, без всякого возмещения морального ущерба, хотя бы читателям. Неправильно это, особенно в отношении Джека. Этот персонаж после прочтения измучил меня нелогичностью своей судьбы и характера. Можно сказать, нанес глубокую душевную травму. И хотя я не пишу стихов, пришлось избавляться от него путем написания своего рода рецензии на роман, выраженной в несколько рифмованном виде. Рецензия посвящена естественно Джеку, остальные персонажи, я считаю, того не стоят. Вот:
«Джеку. Расскажи, как пахнут солнечные степи, расскажи, как ищут средь снегов удачу. Расскажи, как трудно душу рвать на части, расскажи, как сильно кровоточит счастье. Как среди дороги встреча обманула, как опять надежда жизнь тебе вернула. Только обреченность, словно вкус полыни, только все напрасно, только все отныне будет просто ложью, будет словно призрак. Где укрыться сердцу от судьбы капризов?.. Как стоял у края, как шагнуть боялся, за собой манило призрачное счастье. Но не состоялось, но не совершилось, но недолго радость горькая та длилась. Все тебя осудят, кто же пожалеет, ведь под слоем пепла огонек чуть тлеет. Для чего все было? Было и истлело, свежею травою вновь зазеленело. Расскажи, как часто смерть тебя касалась, как полночной птицей жизнь твоя промчалась. Вновь потом воскресни, для чего – не знаю. Может быть напрасно я тебя спасаю… Было все неправдой, было не со мною, отчего ж так грустно мне порой ночною».
После этого поняла героиню романа Йена Макьюэна «Искупление» в ее стремлении изложить события, пусть и в подкорректированном виде, на бумаге и тем самым облегчить муки своей совести.
Роман, кроме личности Джека, возможно и зацепил своей словно бы незавершенностью, хотя бытует мнение, что существует третья часть, в которой расставлены все точки. Я ее не нашла.