Отчасти согласен с вами ,но только отчасти.А точнее вина не в самом зрителе ,в том что он тупой ,а в тех кто не тупой.Т.к те тупые ,не ведают ,что они тупые ,а не тупые понимают , кто тупые ,а кто нет.Если человек тупой ,кто в этом виноват? Он сам!Но и отчасти нет!Причина может быть в в воспитании ,плохом окружении и.т.д ,но корень всего этого это Культура ,которая зиждиться на Искусстве т.к для этого наверное и создано искусство ,чтобы духовно и умственно возвышать человека (и причем для меня не важно ,если "творец" и кто будет смотреть мое искусство тупой или не тупой ,т.к любое искусство не должно строиться на умственной сфере ,а прежде всего на эмоциональной т.к эмоциональный опыт ,намного мощнее чем умственный ,а иначе мы бы никогда не повторяли ошибок ).Наверное я завел в другую сторону и пытаюсь лоббировать свою тему ,но можно задуматься (и мне это кажется интересным) о том ,что такое вообще искусство ?(похоже я действительно ушел ни туда ,но с другой стороны разве слово искусство и качественное кино не близки?Особенно с Советской историей кинематографа).Прочитал в одной статье литературного критика (19 века ) такой интересный пример ,что такое искусство? .Он (лит.критик) сравнивал отрывок: чтение статьи Раскольникова в "Преступление и Наказание" и отрывок из Повести одного крестьянского писателя того времени.Так вот ,он рассуждал так Приведу примерно его рассуждения) "Я нахожу интересной повесть крестьянского писателя и выдержанной по всем правилам литературного мастерства ,но вот в чем проблема:Я её прочитал ,насладился ею ,так сказать ,но на следующий день забыл о ней ,но когда я читаю отрывок из романа Ф.М. Достоевского ,то я уже не могу забыть о нем ,оно въедается в мою душу ,возвышает её и остается там на всю жизнь."Что более интересно ,что эта статья (лит. критика о влиянии творчества Достоевского ) открыла мне глаза ,над решением долгого вопроса ,стоявшего передо мной :Что же должно нести собой искусство ?Я вспоминаю ,как в 9-ом классе я читал "Мертвые души" Н.В.Гоголя .Честно сказать ,тогда я не понял о чем книга ,а точнее понял слишком поверхностно ,но почему то по окончании чтения сего произведения я духовно возвысился (ума прибавилась) Заметили связь?Я не понял сути ,но все равно испытал возвышенность (духовную и умственную ) ,но почему так?Ведь я не понял сути ,смысла ,стало быть я не понял идеи ,что хотел сказать нам автор.Что возвысило меня раз не сюжет (идея сюжета) ?А возвысило меня (точнее придало чувство) сам язык Н.В Гоголя .Его мастерство письма.Вот ,что возвысило .Пойду другим путем .Учеными доказано что классическая музыка Шопена, Моцарта духовно возвышает ,того кто её слушает.Но как?Ведь там нету смысла?Может я ошибаюсь и смысл там есть?(Я не силен в классической музыке)Но когда каким способом он передается?Каким языком?Каким языком передается картина "Мона Лиза" Леонардо Да Винчи?Есть ли язык кино?Есть ли?Если да?То должна быть какая то логическая система ,объясняющая этот язык ,а иначе как его понять?.Вчера посмотрел фильм "Фотоувеличение" Антониони (1966) .В рецензии кинокритика ,где он объяснял всю суть этого фильма ,что этот фильм, является одним из шедевров кино (даже приведу пару строк) :М. Антониони сочиняет не историю из жизни фотографа, а экранный текст, смысл и структура которого определяются на абстрактном уровне. Семиотика «Blow up» (фотоувеличение)
буквально базируется на фотоувеличении. Оно представлено в
различных ипостасях: как технологический процесс и как
центральный художественный образ, воплощается в крупных
компонентах произведения (сюжет, композиция, персонажи) и
мелких малозаметных элементах интерьеров, костюмов, цифр.
Вообщем фильм интеллектуальный и входит в искусство кино.Я посмотрел его и у меня сложился один вопрос:Что это было?Я вернулся к старому вопросу ,который меня волновал:Есть ли язык кино?И я все более убеждаюсь ,что языка кино не существует ,нету никакой семиотики кино ,т.к нету логической системы обозначения этого языка.Так вот я посмотрел и фильм на меня не произвел впечатление ,читать статью интересней было ,чем смотреть сам фильм.Я искренне пытался понять Антониони и его замысел ,но все таки ,не то ,что я не понял (я понял основную идею ,но от этого мне лучше не стало).Антониони гений?Безусловно!Но почему (по моему мнению это не искусство ,а скорее интеллектуальный кинематограф ,"символический кинематограф")Кино созданное для небольшой кучки людей (созданное для скорее для тех кто создает кино ,а не смотрит .)Может я ошибаюсь?Мне не хватает мозгов ,а точнее опыта (т.к мне только 18 лет).Бергман,Антониони ,даже отчасти Феллини не вызывают у меня никакого желания называть это искусством ,а скорее интеллектуальным кино .Где надо пытаться отгадывать ,то что режиссер хотел сказать.И лишь отгадав ты получаешь умственное удовлетворение .Просто читая Гоголя ,Достоевского,Толстого я не понимая ,духовно возвышался.А у Антониони , даже поняв я ничего не почувствовал.Что все так плохо в кино ?Что даже такие мастера Антониони не являются искусством.На самом деле у меня ,есть фильмы ,которые духовно возвышали меня и идут в моем сознании (и будут идти всю жизнь).Конечно же это Андрей Тарковский истинный поэт кино (но и его кино я пытаюсь усомниться ).Первый фильм ,который я посмотрел у Тарковского это "Зеркало" ,которое мне и показало ,что такое искусство.Я посмотрев фильм ,даже не понял о чем он (пришлось пересматривать) ,но эмоции ,чувства остались очень сильными (я как бы оказался в трансе ) .Но второй опыт знакомства с Тарковским оказался менее очевидным (но он и утвердил во мне понятие ,что такое искусство и на ком лежит проблема "тупости зрителя" ,а точнее "процесса сделки между творцом и зрителем")Я начал смотреть "Андрей Рублев" и ожидал от него как минимум того же состояния ,что и при просмотре "Зеркала" ,но увы я ,даже не досмотрел "Андрей Рублев" и разочаровался в Тарковском .Но в тот же день ,ночью мне приснился сон (со сценой из Рублева .Сцена была из части "Скоморох" 1904 где Скоморох выходит в ливень на улицу ).
Тогда то я и понял всю силу искусства ,аналогично я могу и отнести "Теорему" Пазолини. Такое же трансовое состояние.И что же?В чем смысл?А смысл в том ,что кино (которое сейчас идет и шло долго не является истинным искусством кино т.к не приводит к главной цели духовному очищению ).Есть пару картин (Тарковский,Пазолини и может еще кто-то ),но большинство ,либо фильмы выдуманные автором (арт-хаус) после которых приходиться ,думать ,а не чувствовать .Нету киноязыка и поэтому режиссеры ,чтобы не было "без смысла" пытаются выдумывать всякие символы в фильме и просмотр фильма (отношение между автором и зрителем ,похоже более на игру ).Однако же существуют (по моему мнению )настоящие шедевры ,которые не надо отгадывать ,их надо смотреть и не сюжет там главное ,а общая энергетика фильма (его трансовость и способность очищать и возвышать зрителя).Сейчас отношение между режиссером и зрителем идет такя не говорю сейчас про мейнстрим ,т.к он совсем пуст ,а точнее чисто для удовольствия) Режиссер снимает фильм (авторский ,то есть он полностью свободен и может снимать все ,что угодно ) его не волнует публика ,т.к она все равно его не поймет ,он старается снимать свои фильмы для киноведов .(тем самым создается игра режиссер задает загадку ,а зритель отгадывает.Но в этой игре простым людям ,отчужденным от кино нет шансов выиграть ,единственное на что они могут надеяться это на то ,что им понравиться "поверхностный пласт" сюжета картины).Но я считаю ,что не так должны строиться отношения между зрителем и режиссером .Они должны строиться таким образом ,что режиссер должен полностью отвергать идею киноязыка и концентрироваться на том ,чтобы зритель испытал очищение и возвысился бы духовно .Единственная цена зрителя это досмотреть фильм до конца.Тарковский писал:"Не надо стремиться разгадать ,то что хотел сказать автор фильма,надо просто смотреть ,как смотришь в окно ,когда едешь на поезде.""Классическая музыка Моцарта ,Шопена ,Баха духовно возвышает и очищает слушателя .В ней нет смысла ,так как нету слов ,это просто сгусток энергии ,который вызывает эмоции .Прошу прощения ,за то ,что так далеко ушел от темы ,но просто есть вопросы на которые мне нужны ответы .Мне нужны мнения ,так сказать кинолюбов ,смотрящих кино просто потому что им хочется его смотреть ,но не просто для того ,чтобы убить время ,а потому что у них выработана некая потребность в просмотре кино.