В советском кино было ОЧЕНЬ много первоклассных актеров – так много, что и запомнить их всех по фамилиям было иногда сложно, но все равно они были легко узнаваемыми. Тимофей Спивак был одним из них – хорошо запомнившееся лицо (весьма симпатичное при этом) из фильмов моего детства и ранней юности.
Свою кинокарьеру он начал сразу с главных ролей – командира партизанского отряда (Тайна партизанской землянки, 1974), комиссара «яростного стройотряда» (Моя любовь на третьем курсе, 1976), лидера симбирских большевиков (Пыль под солнцем, 1977) и так далее. В течение следующих 10-12 лет - вплоть до начала перестройки - у него один за другим выходили фильмы, где он был в главной роли или в одной из главных ролей. Те, кто, как я, в эти годы бегал со школьными подругами в кинотеатр, часто встречал его на экране – он был весьма востребованным актером. «Звезда»? «Секс-символ»? Да, не важно – просто любимый актер, и все…
Другое дело, что ни один из фильмов с его участием не стал таким хитом, как «Ирония судьбы» или комедии Гайдая. Разве что боевик "Шестой" (1981) то и дело крутили по ТВ ко дню милиции. Поэтому подозреваю, что уже скоро в эту тему заявится кто-нибудь, чтобы написать, что никогда не слышал про такого актера, да и вообще актер «посредственный» (ну, ведь не секрет: многие склонны отождествлять актёрский талант исключительно с известностью имени). А еще кто-нибудь обязательно напишет, что вот про Марьяну Спивак в курсе, а про ее отца – нет... Ну, ничего удивительного – значит, эти зрители просто поздно родились))).
А я вот прекрасно помню Тимофея Спивака и как поручика Налымова, наперекор козням британских наемников, в том числе и под пулями, выполняющего свою дипломатическую миссию в Афганистане (Служа Отечеству, 1980), и как советского журналиста-разведчика Рутковского, внедряющегося на радиостанцию «Свобода» (Канкан в английском парке, 1984), и как влюбленного Тасилло (Марица, ТВ, 1985).
По преимуществу в этих трех ролях он мне и запомнился на долгие годы:
Но и во второплановых ролях Тимофей Спивак бывал настолько феерически хорош, что не запомнить его было просто нельзя - например, в роли адвоката в литовской экранизации "Американской трагедии" (1982).
Однако, как любой первоклассный актер, он умел хорошо «прятаться» в своих героях. Просмотрев уже сейчас его фильмографию, я с удивлением обнаружила, что видела его в гораздо большем количестве фильмов, чем мне это казалось, но почему-то не смогла «идентифицировать» его там.
Например, я прекрасно помнила долговязого доктора Сашу из «Шестого» (1981). Особенно момент его гибели, когда он, уже смертельно раненный, почти падает навзничь, но в последний момент хватается за поручни вагона: тут идет замедленная съемка – и зритель изо всех сил хочет, чтобы Саша удержался… Ох, а потом прибывающий к перрону поезд, и бегущая с толпой его несчастная мать, которая пока еще ничего не знает, но уже предчувствует… Но при всем этом мне никогда и в голову не приходило, что этот Саша – тот самый поручик Налымов, за которого я, затаив дыхание, переживала в зрительном зале в свои 14 лет, а потом выходила из этого зала с разбитым сердцем… А между фильмами-то всего 1 год!
Тимофей Спивак - действительно, отличный актер, причем с большим диапазоном: был абсолютно убедительным как в положительных ролях комиссаров, разведчиков и советских офицеров, так и в ролях отмороженных мерзавцев - например, бандита в "Особо опасных" (1979) или бандеровца в "Государственной границе" (1987, фильм 6-й).Поэтому всех, кто помнит и (или) знает, смотрел давно или недавно, приглашаю в тему поделиться воспоминаниями и (или) впечатлениями.
Надеюсь, что и сама буду продолжать писать в этой теме. Собираюсь пройтись по фильмографии актера и досмотреть то, что в свое время осталось неотсмотренным: во второй половине 80-х, а особенно в 90-е мне было не до кино и не до ТВ – многое пропустила. Да и, как оказалось, актер, спустя – страшно сказать: 20 лет! – снова стал сниматься в кино: уже в этом веке. Не много успел, правда. Тем не менее, Эпидемия, Шифр и другие – это надо посмотреть.
ххх
В заключение повторю, что в советском кино было очень много первоклассных актеров. Да и фильмов снималось тогда тоже очень много - тот же Спивак поработал и на "Казахфильме", и на "Мосфильме", и с украинской киностудией (им. Довженко), и с литовской, и с узбекской киностудиями (с некоторыми – по 2-3 раза). С 1982 года (когда ушел из театра) работал еще и на киностудии им. Горького.
Другой вопрос, что многие фильмы СССР сейчас оказались невостребованными в силу общеизвестных идеологических причин: ведь огромная часть этих фильмов была посвящена Ленину, большевикам, гражданской войне и прочим страницам советской истории (целина, БАМ), которые с 90-х годов у нас стало привычным оплевывать...
А некоторые фильмы оказались идеологически неугодными даже уже в советское время – в частности, фильм «Моя любовь на третьем курсе» (по пьесе М. Шатрова): генеральная линия партии в экономической политике в начале 80-х пошла прямо в противоположном направлении, чем «яростный стройотряд» за своим комиссаром Алешей в прекрасном исполнении Тимофея Спивака. Правда, Википедия нынче пишет, что этот фильм стал культовым для возрождаемого стройотрядовского движения: на своих слетах стройотрядовцы его уже несколько лет коллективно пересматривают. Ну, дай бог: фильм, как минимум, интересный – и не только как документ своей эпохи. Многие вещи оттуда и сегодня очень актуально звучат (посмотрела – впервые! – лишь недавно и обязательно отпишусь о нем подробней позже).
В общем, велкам в тему всем любителям и знатокам советского кино