Западный Техас, 1980 год. Суровый край, жестокие времена, ознаменовавшиеся расцветом кровавой торговли наркотиками на границе Мексики и США. На фоне умиротворяющей тишины бескрайних прерий и одиноких придорожных отелей, стены которых берегут немало тайн своих ночных посетителей, братья Коэны развернули действие истории, награжденной философским названием «Старикам тут не место». Существенно расширив границы собственного жанра, культовые режиссеры, тем не менее, отнюдь не изменили своему стилю и приготовили шикарный коктейль, ингредиентами которого стали напряженный триллер, захватывающая драма, эффектный боевик, а также редкие вкрапления весьма тонкого юмора. Гремучая жанровая смесь пришлась по душе и требовательным критикам, и искушенным зрителям, в результате чего армия преданных поклонников таланта Коэнов претерпела изрядное повышение численности своих рядов.
С первых же минут ленты мы знакомимся с Антоном Чигуром, безжалостным убийцей с ледяным выражением лица, который, не обременяя себя рассуждениями об исключительной ценности человеческой жизни, эти самые жизни и отбирает у всех, кто попадается ему на пути. Иногда, правда, он проявляет своеобразное милосердие, предлагая потенциальной жертве угадать, какой стороной упала подброшенная вверх монета, тем самым приняв участие в определении собственной участи. Чигур — олицетворение того зла и насилия, волна которого, с каждым годом все больше и больше, заполняет этот мир, уже сейчас перехлестывая через край элементарного человеческого понимания.
Шериф Эд Том Белл всю свою жизнь посвятил служению закону, однако неумолимый ход времени и появление таких преступников, как Антон Чигур, заставили его признать, что ему тут не место. Людей забивают как скот, мораль отодвигается на второй план алчностью, а Эд Том с восхищением вспоминает, что в былые времена некоторые шерифы даже оружия с собой не носили. Времена всегда были суровые, как верно подмечает друг шерифа в одной беседе, состоявшейся ближе к финалу картины. Да, но почему-то в облике каждого нового поколения остается все меньше и меньше человечности, а вместо улыбки — кровавый оскал и жестокость во взгляде.
«Старикам тут не место» — это погоня. Антон Чигур преследует Луэллина Мосса, который, в свою очередь, бежит вдогонку за будущим счастьем в виде беззаботной жизни с двумя миллионами долларов в кармане, а шериф Белл пытается найти обоих: Чигура — чтобы остановить, а Мосса — чтобы защитить. Братья Коэны этот забег длиной в два часа превратили в идеальный триллер, в котором практически каждая сцена производит сильнейшее впечатление и остается в памяти на долгое время. Фильм полностью лишен музыкального сопровождения, за счет чего атмосфера накаляется до предела: с замиранием сердца слышишь шаги на лестничной площадке — идет Чигур, утихший на мгновение ветер позволяет уловить шипение баллона, становится жутко неуютно.
Игра актеров на высоком уровне. В Томми Ли Джонсе вообще не приходилось сомневаться — старый шериф, размышляющий о пропасти, в которую катится мир, сыгран очень убедительно, а финальный монолог произнесен столь проникновенно и с таким чувством, что поневоле начинаешь испытывать огромное уважение к актеру. Джош Бролин также выглядел очень достойно, а в сцене перехода из США в Мексику и вовсе великолепно. Но наиболее ярко сияющая звезда в ленте Коэнов — это, безусловно, Хавьер Бардем и его Антон Чигур. Жестокость, хладнокровие, зло, ужасающая откровенность и устрашающая прагматичность, абсолютная пустота во взгляде — словно не человек, а сама Смерть, у которой вместо косы кислородный баллон для забоя скота.
Очень порадовал тот факт, что целую россыпь наград, в том числе и премию Оскар за лучший фильм года, получила такая исключительно сильная и умная лента, как «Старикам тут не место» братьев Коэнов. Они не пытаются угодить ленивому зрителю, заставляя задуматься над своей работой, не выкладывают все на поверхность, побуждая копнуть еще глубже путем повторных пересмотров, они создали гениальный фильм, четко расставив акценты и сделав ударения именно там, где они необходимы. Кто-то назвал ленту Коэнов современной классикой — я согласен с этими словами. Удивительно сильное, красивое (отдельная благодарность Роджеру Дикинсу) и мудрое кино.
Смена поколений происходит постоянно. Этот процесс, затрагивающий абсолютно все ячейки общественной жизни, отнюдь не нов, однако болезненность, которой он сопровождается, всегда будет вызывать массу вопросов без ответов. Старая школа критикует новую, молодежь отвечает тем же. И когда шериф Белл рассказывает о сне, в котором отец ждет его у костра, разведенного где-то там, вдалеке, в беспроглядной тьме, он оканчивает свое повествование фразой: «И я проснулся». Нет, новому поколению не нужен костер мудрости и опыта прожитых лет, разведенный где-то там, неизвестно где; они идут по жизни со своим факелом, огонь которого готовы послать на любого, кто окажется на их пути. Жестокая реальность сметает любые иллюзии, новое поколение создает новый порядок, а точнее — беспредел и беспорядок. Они идут своей дорогой — старикам тут не место.