Если говорить о техническом исполнении, фильм с хорошей актерской игрой, но местами мне показался затянутым. Фильм – издевательство над зрителем, постепенное втягивание зрителя в игру (а я, извращенка, такие люблю). Очень жаль, что, судя по отзывам, многие не поняли истинную суть и поучительность фильма.
Фильм о бессмысленной жестокости, неожиданно вторгающейся в жизнь простых обывателей, которые оказались не в состоянии противостоять ей. Они не могут найти в себе силы, чтобы бороться за свою жизнь и за жизнь близких людей (ощущение, что из-за слишком спокойной размеренной жизни, у них атрофировалось чувство самосохранения), адекватно из жертв ведет себя только ребенок, который еще пытается сопротивляться. Жертвы не получают помощи извне – в разобщенном мире частных домов за высокими заборами (даже через свой собственный забор не перелезешь, когда нужно сбежать), подчиняющемуся строгому этикету (позвонить предварительно перед визитом, договориться заранее об игре в гольф и т.д.), ночью закрыты двери и на телефонные звонки в неурочный час не будет реакции. Жизнь размерена и распланирована заранее, казалось бы, что может произойти? И потому атрофируются навыки самозащиты и защиты своей семьи.
Весь фильм страшно от чувства безысходности, безнадежности и бессмысленности жестокости. Не попадают в кадр пытки, как бы между делом совершаются убийства, так легко, как будто мусор выбрасывается, но как же страшно это выглядит – осознание хрупкости и незащищенности человеческой жизни перед такими поддонками.
Откуда же взялись «бивис и батт-хед» в белых перчатках? Один из них дает несколько объяснений происходящего «на выбор», и зритель понимает, что подобные истории дейтвительно могут порождать таких негодяев, и не важно, просто от скуки они это делают или причины кроются в их психике, их прошлом: нет им оправдания и объяснения. Но ключевым в понимании главной мысли, которую режиссер хотел нам донести, является последний как бы случайный диалог негодяев о том, что «нереальный мир может стать реальным», «каким образом?», « его можно видеть в кино». В кино, где насилие стало забавной игрой, где пирожки с человеческим мясом уже почти не пугают, а скорее веселят, реки крови и километры внутренностей воспринимаются как безобидный прикол и не пугают по-настоящему. А ведь в фильме Ханеке нет этого всего, так чего же мы испугались? А того, что насилие здесь – действительно насилие, а не забавный прикол, оно страшно, потому что ты чувствуешь, что это может произойти в любой момент с каждым из нас в этом безумном мире, увлекающимся фильмами ужасов. «Насилие смешным быть не может. Нигде, никогда и ни при каких обстоятельствах», - говорит сам Ханеке о своем страшном фильме.