Отличия с книгой, конечно, есть, и довольно ощутимые. Во-первых, когда читаешь книгу, ты точно знаешь, кто есть кто: вот это маленький Павел Санаев, это его мама – Елена Санаева, это отчим – Ролан Быков. В фильме это совершенно не прочитывается. Просто семья, где дед – известный в прошлом актер, дочь – неудавшаяся актриса, а ее муж – «алкаш-мазила». Творческая семья неудачников. Самая удачливая тут – бабушка (Светлана Крючкова), у которой есть свой собственный проект в виде внука, он же зритель, всегда готовый и посмотреть, и поучаствовать в ее представлении.
Удивительно, кстати, какая Крючкова здесь страшная. Что с ней такого сделали, что она превратилась в такую распухшую и одутловатую женщину – неизвестно. И она действительно живет своей ролью. Претензии большинства посмотревших сводятся к тому, что она, мол, очень злая получилась. А ведь в жизни так и бывает. Это в книге мы читаем прямо и между строк: была молодая, красивая, ребенка похоронила, слежки боялась, в психушке лежала. Но это книга. А в фильме есть здесь и сейчас, и сейчас она действительно сумасшедшая и злая, а какой она была когда-то, этого уже никто и не помнит.
В фильме просто феерические танцевальные сцены, их всего две, но больше и не нужно. Первая с Быковым и Санаевой в замерзшем кафе- «стекляшке», вторая – соло Крючковой под музыку, звучащую из подаренного внуку магнитофона. Если бы не сцена с танцем, было бы вообще непонятно, почему мать предпочла сына отчиму (скажем честно, это все равно ни до конца понятно, потому что в кадре он только киряет, хамит, писает на чужие машины и при этом чудовищно выглядит), но все же этот странный танец выглядит ничуть не слабее крепкого аргентинского танго, честное слово.
Фильм страшный, конечно. Многие, прочитав книгу, сказали: « И у меня было то же самое, и у меня!». Целое жж-сообщество za_plintusom посвящено этой теме: все рассказывают про своих бабушек, про их злодения, продиктованные, конечно же, любовью. Про фильм, я уверена, такого не скажут. Никто не захочет узнать в этой бабушке свою. Уж очень она страшная.
Особенно спасибо режиссеру за финальную сцену: семья стоит у гроба, и маленький мальчик делает неосторожное движение, пытаясь придвинуться поближе к могиле. И мама (Мария Шукшина) отдергивает его с такой силой, с таким лицом, которое словно списано с лица бабушки. Обычно так в фильмах ужасов бывает: демона убили, вздохнули спокойно, похоронили, а за минуту до финальных титров оказывается, что он успел вселиться в главного героя. Вот и здесь так – бабушка словно переселилась в дочь. Спасибо за этот момент режиссеру огромное.
Книга в этом плане слишком оптимистично заканчивалась – мол, теперь мы все будем жить хоть и грустно, но спокойно. Но так не бывает, невозможно рушить чью-то психику годами, а потом отмотать все назад. Я когда смотрю на самого Санаева по телеку, никак не могу отделаться от мысли, что он малохольный.
Так что фильм хороший, очень грустный, но что уж тут поделаешь.