Я это посмотрела. Роман читаю прямо сейчас (по полстраницы в неделю, но что поделаешь? Отдам 5к за свободное время), но в принципе уже есть с чем сравнить.
Начну с того, какой здесь неприятный Мастер. Мерзкий. Отвратительный. Гаденький (эпитеты можно продолжать). Весь фильм я смотрела на нарциссичного типа, уверенного в своей божественности и снисходившего до всех, кто перед ним заискивал. А линия
и вовсе делает из него обычного лицемерного человечишку, который будет винить в своих проблемах кого-угодно кроме себя. Гений не может быть ни в чем виноват, вы что!
А, ну еще сам Цыганов - полный мискаст. Он обрюзгший и не производит впечатление изможденного человека в сложной жизненной ситуации - ну, если только его не выкинули из пентхауса и заставили жить в элитном подвале без плазмы во всю стену. Может быть, из-за этого такое восприятие персонажа.
Кто-то сравнивал Воланда с Тайлером Дерденом. Да, такие мотивы есть, но даже здесь видно, что ГГ пытается показать свое превосходство. Иностранец заинтересовал ГГ потому, что "желанная заграница по умолчанию лучше и все, кто оттуда - не стадо" (опять же, привет биографии Булгакова), а окончательно "подкупил" только когда начал нахваливать роман Мастера.
Любовная линия. Ее здесь нет. Есть Марго, которая по неизвестной причине люто и бешено страдает, но внезапно натыкается на человека, который решает написать о ней роман (не то, что ее муженек, из-за которого бедняжка живет в особняке (хотя здесь вроде квартира), носит украшения от Картье и меняет по 30 нарядов за день - и это при "ужасном режиме", которым зрителю тыкают в лицо каждую секунду, ага. (Лично я готова каждый день так страдать) И есть Мастер, который удостоил эту женщину внимания, потому что за посвященный ей роман она сильнее других начала его боготворить - собственно, что ГГ и нужно. А может и из-за желания отомстить хоть кому-то (Ты - высокопоставленный тип, который чего-то добился? А я вот твою жену, ну, так сказать...). Обычные созависимые отношения.
Странный случай, когда на экране реальная пара, но никакой страсти не выдает, хотя Марго-Снигирь вполне понравилась.
Свита Воланда. Больше всего вопросов вызвал Азазелло - абсолютно не такой при том, что книжный очень интересный. Гелла - тоже не Гелла. Не знаю, кто сокрушался, что актриса не была голой - по мне так очень хорошо, что не была ибо очень на любителя (читайте - оживший рисунок художника комиксов Бена Темплсмита, он еще 30 дней Ночи рисовал). Для меня это скорее баг, чем фича.
Сцена в театре никакая. С балом тоже провал - все-таки, лучшие люди профсоюза собрались, могли бы и веселье с танцами устроить.
А вот музыка хороша, тут даже спорить не надо. Финал почти понравился. Учитывая неадекватную подачу ГГ, его работа над своими ошибками не была проделана.
Но тут проблема в отсутствии самоиронии со стороны режа и сценариста - все, кто указывал этому Мастеру на то, кто он есть, представлены как максимально карикатурные ничтожества. А без карикатурности никак, иначе зритель может согласиться с критикующими.
Но при этом ГГ умудрился
В общем, умей режиссер в юмор, фильм был бы реально крутым, но имеем что имеем.
Ах да, еще ретрофутуристичная, почти атомикохартовая Москва совсем не зашла. Как бы понятно, с какой целью влепили Дворец Советов и т.д., но имхо здесь идеальный сеттинг - это декаданс.
Еще озвучка у котеньки фу.
У меня вроде все.