"My contribution to the formation
of a new cinematic language is a
matter that concerns critics. And
not even today's critics, but rather
those of tomorrow, if film endures
as an art and if my films resist the
ravages of time."
(Michelangelo Antonioni, 1965)
Как-то Антониони зашел в рабочую мастерскую художника Марка Ротко. Посмотрев на работы последнего, он сказал: "Ваши картины – как мои фильмы… Они очень точные… и ни о чем".
О фильмах режиссера, киносценариста, признанного классика говорят, что в них метафизическая пустота, а сам он - поэт отчуждения и некоммуникабельности. Антониони же говорил: "Изображение так прекрасно само по себе, что нам больше почти ничего не нужно".
Родился он 29 сентября 1912 г. в Ферраре (Италия). В кинематографе начинал как критик. Дебютировал в стиле неореализма, который оговаривает, что в несчастье человека виновато общество. Первый фильм - короткометражка о рыбаках "Люди с реки По". Международное признание пришло к Антониони благодаря фильму "Приключение/ (L'avventura" (1960), который положил начало т. наз. "трилогии некоммуникабельности". Дальше были "Ночь/ La notte" (1961) и "Затмение/ L'eclisse" (1962). Известно, что съемки первой картины сопровождались множеством проблем, а ее показ в Милане отложили на полгода из-за наличия "неприличных" сцен (актриса раздевалась перед камерой). Во всех трех фильмах в главной роли снялась муза Антониони Моника Витти, ее партнерами были Габриэле Ферцетти, Марчелло Мастроянни, Ален Делон. Картины связаны между собой тематически и по стилю - красивые люди не могут разобраться в своих отношениях, между ними стена непонимания, пейзажи их души накладываются на окружающую местность.
К трилогии некоммуникабельности примыкает также первый цветной фильм Антониони "Красная пустыня" (1964), где в главной роли все та же Моника Витти. Несостоятельность окружающего мира, его дефекты показаны не только через помешательство главной героини и ее отстранение, повсюду в кадрах мельтешат урбанизированные локации как уродство установленного порядка вещей.
Очередным достижением в творчестве маэстро стал фильм "Фотоувеличение/ Blowup" (1966), который он снимал в Лондоне с англоязычными актерами. По сюжету пресыщенный фотограф становится свидетелем убийства, но, как это обычно бывает у режиссера, на деле имеем псевдодетектив, потому что линия с преступлением постоянно теряется в буднях главного героя. Сам он пытается понять непостижимую действительность в нагромождении модной атрибутики. Фильм ожидал успех, он был удостоен главного приза на Каннском кинофестивале — "Золотой пальмовой ветви".
Благодаря "Фотоувеличению" Антониони получил контракт на еще три англоязычных картины для голливудской студии MGM. Из них снял лишь две – "Забриски Пойнт" (1969) и "Профессию: репортер" (1975). Первая – история любви двух бунтарей в охваченными студенческими революциями США, вторая – псевдодетектив о пронырливом журналисте, который, подменив документы, решил затеряться в водовороте жизни, в итоге его увольнительная оказалась недолгосрочной.
Антониони стал первым из режиссёров, кто собрал высшие награды всех трёх наиболее престижных кинофестивалей мира — Каннского, Венецианского и Берлинского. После него это достижение смог повторить только Роберт Олтман.
"Я очень мало сплю", - всегда говорил режиссер, но умер он во сне 30 июля 2007 г. в Риме...