...Очевидно, что кинематограф, как и любой другой вид искусства, существует во имя удовлетворения духовных потребностей человека. И когда по завершении восприятия произведения эти потребности остаются неудовлетворенными, мы сожалеем о напрасно потраченном времени. Сожалеющий кинокритик напишет: «Фильм слабый» (и наверняка найдет какие-то киноведческие аргументы). Сожалеющий рядовой кинозритель уйдет, не дождавшись конца сеанса, а если и досмотрит ленту до конца, то всё равно забудет о ней сразу за порогом кинотеатра (а если не забудет- станет включать в списки своих самых нелюбимых фильмов). Или того хуже- станет отговаривать друзей и знакомых от намерений увидеть картину. Почему хуже? Да потому что зрительская оценка произведения киноискусства определяется главным образом степенью соответствия психологической установки человека, пришедшего в кинотеатр, суггестивному потенциалу, заложенному в самом фильме. В силу действия этого правила непременно раскритикует, скажем, «Мольбу» Т.Абуладзе зритель, пришедший в кинозал с желанием отдохнуть и развлечься. А «Тайны мадам Вонг» клеймом безвкусицы припечатает каждый, жаждавший экранных размышлений о сути бытия. Однако, рискну утверждать, что при соответствующей психологической настройке любому зрителю (за исключением уникумов с крайне ограниченным психологическим диапазоном) приключения пиратствующей мадам могут доставить самое неподдельное удовлетворение.
Выше говорилось о суггестивном потенциале фильма. Каковы условия его реализации? Иными словами, всегда ли зритель оказывается способным воспринять фильм во всех нюансах его идейно-художественной структуры? Совершенно точно установлено, что эффективным является восприятие, которое обладает полнотой, складывается в совокупности всех своих основных ступеней и приводит к итоговому целостному результату.
Непреложной истиной является также и тот факт, что ход восприятия любого явления, а главное- его результат находятся в прямой зависимости от прошлого опыта, знаний и других особенностей воспринимающего субъекта (так называемое явление апперцепции). Если говорить об апперцепции художественного восприятия, то для неё первостепенную важность приобретает эстетическая подготовленность человека к коммуникативному с произведением искусства акту. Кинематографический «слух» зрителя, степень развитости этого слуха решающим образом определяет полноту восприятия фильма.
При решении проблемы апперцепции произведения киноискусства мы обнаруживаем два фактора, в совокупности формирующих зрительскую оценку (во всем спектре – от «шедевр» до «отстой») того или иного фильма: психологическая установка зрителя на момент восприятия и его эстетическая подготовленность к восприятию (глубина познаний в области языка кино, умение расшифровывать, «читать» знаковую структуру фильма). Причем, повышение уровня эстетической подготовленности достигается не только путем специальных упражнений. Не менее важно наличие в психике человека хотя бы минимально тренированного ассоциативного аппарата, который складывается в результате накопления субъектом жизненного опыта. Функционирование такого аппарата позволяет человеку перейти от отражательной стадии восприятия к интеллектуальной без трудно преодолимых осложнений, а значит обеспечивает полноту восприятия….