Мини-биографию Беллочио написал Алов, но почему-то во многих кинобазах имя итальянского режиссера в русской транскрипции пишется как БЕЛЛОККИО. Дальше привожу её текст:
"(Belloccliio Marco). Итальянский ре*жиссер. Родился 9 ноября 1939 г. в Пьяченце в семье адвоката и школь*ной учительницы. По окончании школы поступил на философский факультет Миланского университе*та и параллельно посещал лекции в Академии драматического искусст*ва. Но уже к 20 годам Б. делает окон*чательный выбор, переезжает в Рим, где поступает в Эксперименталь*ный киноцентр, позднее заканчива*ет и Высшие режиссерские курсы в Лондоне. Сняв три короткометраж*ных документальных фильма, Б. в 1965 г. дебютирует в художествен*ном кино картиной "Кулаки в кар*мане", которую принято считать лучшим дебютом в итальянском кино после "Одержимости" Лукино Висконти. Показанная в рамках кинофестиваля в Локарно картина произвела настоящий фурор и при*несла своему 26-летнему автору ми*ровую известность. Любопытно, что первый опыт сына финансировал*ся его семьей, выделившей 50 млн. лир и деревенский дом, где ребен*ком Марко проводил лето.
Фильм-притча, фильм-гротеск продемонстрировал умонастроения молодежи накануне Контестации
1968-1969 гг., отразив все то, что в обществе "отцов" было для них не*приемлемо: власть семьи, насилие над личностью, культ матери, лице*мерие и фальшь. Не пощадив "ни отцов, ни детей", Б. рассказал жес*токую историю на грани патологии о семье, в которой мать слепа, сын эпилептик, дочь невротичка и спит с братом, а младший ребенок просто инфантильный идиот. Ниспровергательский характер фильма породил волну подражаний и стал манифес*том леворадикального кинематогра*фа, под флагом которого начинали Бертолуччи, Тавиани, Орсини, Ка-вани и др.
В эти же годы Б. сотрудничает с журналом своего брата Rendiconti, где публикует подборку стихотворе*ний. Первая половина творческого пути Б. будет связана с кинемато*графом Контестации. Его фильмы "Китай близко" (спец. пр. жюри МКФ в Венеции, 1967), "Во имя от*ца", "Поставьте чудовище на первую полосу", "Триумфальный марш" характеризуют Марко Беллоккио как режиссера, тщетно ищущего в темах, сюжетах и стилистике своих лент баланс между личным и обще*ственным, автобиографичностью замкнутого, склонного к миросо*зерцанию интеллектуала и социальностью, общественной значимос*тью, которой требует от искусства конкретно-исторический момент. Постепенно, по мере того как идет на спад политизированность наци*ональной жизни и национальной кинематографии, в фильмах Б. на*чинают доминировать рефлексия, диалектическая отстраненность ав*тора от предмета разговора, сфокусированность на кинематографи*ческой повествовательности.
Большое влияние оказала на Б. работа в театре, где он дебютировал еще в 1969 г., которая для него всег*да шла рука об руку с режиссурой кинематографической. Именно те*атр развил в Б. высокую требова*тельность к литературной перво*основе. В 1977 г. он экранизирует "Чайку" А. Чехова, в 1980 г. снимает "Прыжок в пустоту" о сложных от*ношениях брата (Пикколи) и сестры (Эме), которые большую часть жиз*ни прожили бок о бок друг с другом, в 1982 г. — "Глаза, рот". Эти филь*мы завершают переход режиссера от объективности социально-значи*мых тем к субъективности частных историй, в которых предметом на*блюдения и исследования становит*ся человек, его внутренняя жизнь, его психика.
В эти же годы Б. отходит от Со*юза итальянских коммунистов, активным участником которого был на рубеже 60-70 гг., становится все более аполитичным. Переход этот не был безболезненным, в своих интервью Б. (склонный к самоана*лизу тоже) говорит о том, что пере*жил длительный период професси*онального кризиса. Во многом по*мог ему психоаналитик Фалджоли, который, начиная с картины "Дья*вол во плоти", становится консуль*тантом и соавтором сценариев ре*жиссера. Сохраняя интерес к теме семьи, Б. теперь выходит на новый круг проблем, уже не социальных, а экзистенциальных. Симбиоз худо*жественного исследования и пси*хоанализа становится доминирую*щим методом его творчества, сутью содержательной и стилистической ткани фильма. Именно поэтому Б. часто обращается к теме безумия — "Генрих IV" по повести Луиджи Пиранделло, "Сон бабочки", "Принц Гомбургский" по пьесе Генриха фон Клейста, которая дает обширный материал для размышлений о погра*ничных для человека отношениях с действительностью, окружающими, самим собой.
В настоящее время Марко Беллоккио преподает в Экспериментальном киноцентре в Риме, явля*ется артдиректором нового МКФ в Ривьера Адриатика. Б. снялся в целом ряде фильмов как актер, рабо*тает также на дубляже, продолжает писать стихи."
*************************
Когда-то по Культуре смотрела "Улыбку моей матери". Не могу сказать, что очень впечатлило, но ощущение добротного европейского кино вещь у меня оставила. Только вот по сравнению с ранними лентами Белоччио в последних работах чувствуется некая усталость. "Здравствуй ночь" несколько развеял это представления.